Федеральная целевая программа «Культура России» 8 страница

Главная задача, которую решают устройства данной группы, сво-дится к объективизации сведений, поступающих к человеку по каналу прямой связи в процессе выполнения им задания. В отличие от так назы-ваемых технических средств срочной информации, сигнализирующих о качестве выполняемых спортсменом действий, тренажеры данной груп-пы представляют занимающимся те или иные параметры эталонного (оптимального) варианта разучиваемого упражнения и могут приме-няться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами инфор-мации о действиях учащихся.

В адаптивной физической культуре особенно при работе с лицами, имеющими нарушения сенсорных систем, наибольшее значение имеют тренажеры, программирующие параметры, включающие временную компоненту движений и адресующие информацию к слуховому или зрительному анализатору.

Как правило, подобные тренажеры выступают в роли звуколидеров, информирующих учащихся о длительности, темпе, скорости и других характеристиках движений.

С помощью тренажеров второй группы могут быть запрограммиро-ваны оптимальные звуковые сигналы о правильном ритме соединения из нескольких элементов, например бега, акробатических упражнений, разбега и опорного прыжка и т.п. Воспроизведение этих сигналов в про-цессе выполнения задания служит внешней подсказкой, которая как бы ведет за собой занимающегося, навязывает ему правильный ритм разучиваемого или совершенствуемого соединения элементов.

Как отмечает Р.В. Галстян (1972), специально изучивший проблему формирования ритма, звуковые модели движения, выполненные с ис-пользованием звуковысотных отношений, эффективнее однотонных мо-делей. Он доказывает, что создание предварительного представления о ритме двигательных действий повышает эффект обучения. Причем при формиро-вании предварительного представления о ритме двигательного действия целесообразно следовать определенной схеме: ознакомиться с музыкаль-ным ритмом – моделью действия, многократно повторить его в уме, вос-произвести ритм на приборе, выполнить упражнение под звуколидер, в дальнейшем возвращаться к сенсорно-перцептивной тренировке.

Интересные перспективы открывает использование звуковых сигналов о последовательности напряжения тех или иных мышц в процессе выполнения упражнения. Записанные на магнитофон с помощью полимиофонической установки сигналы от мышц квалифицированных спортсменов во время выполнения ими двигательных действий могут служить своеобразным ориентиром для правильного воспроизведения мышечных напряжений занимающимися, разучивающими эти двигательные действия.



Тренажеры, программирующие различные характеристики движе-ний, могут адресовать свою информацию не только слуховому, но и зрительному анализатору. В частности, хорошо известные у бегунов, пловцов и других спортсменов тренажеры, задающие необходимую ско-рость перемещения занимающегося путем последовательного зажига-ния электрических лампочек или движения с необходимой скоростью тележки, флажка и т.п., находящихся в поле зрения учащихся, с успе-хом могут применяться и в адаптивной физической культуре при фор-мировании и совершенствовании скорости бега, например, с глухими и плохослышащими спортсменами.

Конструкция электронно-светового тренажера, позволяющего нескольким спортсменам тренироваться одновременно, описана в работе Е.В. Бесова с соавторами (1975).

Третьим способом создания искусственных условий является ограни-чение нерациональных траекторий и положений звеньев тела занимающе-гося и снаряда, приводящих к энергетическим потерям, рассеиванию энер-гии и т.п. Этот способ, в отличие от двух первых, предоставляя информа-цию в виде оптимальных копиров отдельных точек, еще в большей степени регламентирует действия занимающегося, организуя пространственные ориентиры и направляя развертывание движений по нужному руслу.

Тренажеры данной группы, в отличие от устройств первой и второй групп, значительно более активно влияют на процесс поиска челове-ком оптимальной техники. Своеобразная форма предъявления занима-ющимся информации в виде копиров, направляющих, ограничителей движений и т.п. является в то же время и регламентирующим средством, не позволяющим обучающимся отклоняться от заданных оптимальных траекторий или амплитуд движений в суставах.

Информация, которая предъявляется учащемуся в виде копиров для отдельных точек, предназначена в основном для тактильных и мышеч-но-суставных рецепторов.

В адаптивной физической культуре тренажеры этой группы имеют огромное значение для незрячих и слабовидящих занимающихся, для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Для примера приведем тренажер Ю.Л. Кузнецова (1986), ограничивающий нерациональные перемещения общего центра масс занимающегося и выполняющий страховочные функции. Этот тренажер, предназначенный для обучения прыжкам на батуте, может с успехом использоваться в работе со слепыми занимающимися, лицами с нарушениями интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата и др., изображен на рис. 4.

Он представляет собой прямоугольный портик 1 от гимнастических колец, по внутренней стороне стоек которого с помощью блочных уст-ройств и тросиков перемещается универсальный страховочный пояс. Пор-тик устанавливается над серединой батута, сетка которого находится на уровне пола (утоплен в пол). Крепление его производится обычным спосо-бом с помощью четырех растяжек, имеющих талрепы 2. На верхнем и нижнем концах стоек портика (с внутренней стороны) расположены блоч-ные устройства на подшипниках 3, на которых натягиваются тросики 4. Нижние блоки имеют возможность перемещаться по стойкам, что необ-ходимо для натяжения тросов. Натяжение осуществляется с помощью тал-репов 6, прикрепляющихся либо к полу, либо к основанию портика. К тросикам присоединяются жгуты-амортизаторы 7, которые свободными концами крепятся к обычному или универсальному поясу 8 посредством карабинов. На некотором расстоянии от нижних блоков 3 (на 10–15 см выше) устанавливаются дополнительные блочные устройства 5, которые служат ограничителями перемещения вниз системы «спортсмен–лонжа с амортизаторами» при неудачном исполнении упражнений.

Четвертый способ воздействия тренажеров на занимающегося – ока-зание обобщенного физического воздействия в виде тяги, приложен-ной к его телу (как правило, в области ОЦМ) по направлению вверх, вперед, вперед–вверх, по кругу, назад, вниз; толчка или броска; вра-щения тела спортсмена вокруг оси, проходящей в области ОЦМ, и др.

Нетрудно видеть, что данный способ создает искусственные условия, которые могут активно влиять на технику выполнения упражнения и реализовывать программы перемещения ОЦМ тела спортсмена (программу места), его вращения (программу ориентации), а также обе эти программы одновременно.

Данный способ можно рассматривать как наиболее доступный и эффективный путь применения тренажеров в адаптивной физической культуре.

Оказывая на занимающихся обобщенное физическое воздействие, такие тренажеры позволяют компенсировать недостающие компонен-ты их физической подготовленности и ограничения, обусловленные де-фектом или заболеванием, или, напротив, мобилизовать имеющиеся резервы, создают безопасные условия выполнения упражнения, что обеспечивает благоприятный эмоциональный фон занятий, помогают освоить наиболее совершенную сложную координационную структуру двигательных действий. Возможность воспроизведения за учащегося про-граммы места и ориентации, обеих этих программ одновременно по-зволяет организовать недоступный при традиционном обучении поток объективной информации к занимающемуся в период выполнения им упражнения. Причем информации, адресованной не только зрительно-му анализатору, но и непосредственно воспринимающим движение проприорецепторам. Данная особенность тренажеров имеет большое значение для формирования необходимых ощущений и восприятий са-мого действия и условий, в которых оно осуществляется.

В качестве примера тренажеров четвертой группы, которые могут использоваться лицами с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидами практически всех нозологических групп, приведем широко распространенный в гимнастике, акробатике, легкой атлетике и других видах спорта подвесной скользящий пояс, устанавливаемый или на горизонтальных тросах, или консольных балках.

Один из вариантов устройства пояса: на двух тросах диаметром 10–12 см, натянутых продольно, смонтированы спаренный (а) и стро-енный (б) блоки роликов (рис. 5) на подшипниковой основе враще-ния, через которые переброшены веревки, идущие к поясу прыгуна и к тренеру (рис. 6,а). Ниспадающую к тренеру веревку целесообразно ос-настить специальным компенсаторным блоком (рис. 6,б). Расстояние между тросами определяется по формуле:

S = 2h – 4,3,

где S – расстояние между тросами;

h – высота тросов над полом.

Нормальным натяжением тросов является такое, при котором они почти не провисают при нагрузке. Крепление тросов к стенам и способ их натяжения показаны на рис.7, где приняты следующие обозначения: стены (1) с отверстием диаметром 23 мм, стальная труба (2) с внут-ренним диаметром 20 мм, стальной штырь (3), прокладка (4), гайка (5), прокладка (6), гайка (7), контргайка (8), клиновидный зажим (9), держатель троса (10), кожух с роликами (11), талреп (12), продолговатая гайка с ручками (13), прокладка 200х200х5 мм (14), контргайка (15), трос плетеный диаметром 12 мм (16).

В тренировке спортсменов, как правило, применяются универсальные пояса.

На одной «тросовой» дорожке целесообразно монтировать 3–4 подвесных пояса.

Подвесная система тросов позволяет использовать пояс на амортизаторах (рис. 8). Он монтируется на тросах с помощью двух скользящих роликов. А при наличии натянутых внизу (у пола) тросов данная система позволяет создать усложненные варианты упражнения (рис. 9), а также условия ограничения перемещений ОЦМ в вертикальной плоскости (рис. 10).

Важно подчеркнуть, что данные тренажеры, предлагаемые А.Д. Тулуповым (1963), В.Н. Курысь, В.А. Скакуном (1979), могут быть изготовлены самими преподавателями и тренерами.

Рис. 8

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 9 Рис. 10

Для оказания дозированной помощи при обучении вращениям Л.И. Алиханова (1972) предлагает использовать тренажер, суть которо-го видна из рис. 11, где: 1 – приспособление для фиксации спортсменки, 2 – подшипник, 3 – рычаг-коромысло, 4 – амортизаторы. Изменяя на-тяжение амортизаторов, управляют величиной помощи гимнастке.

Пятым способом воздействия тренажеров на человека является уп-равление его суставными движениями (в одном, двух или нескольких суставах). Данный способ, обеспечивая с помощью искусственных ус-ловий выполнение той или иной части программы позы, позволяет за-нимающемуся с самых первых попыток осваивать оптимальный вари-ант двигательного действия.

В качестве примера императивного тренажера, управляющего суставными движениями занимающего, приведем конструкцию, разработанную автором главы совместно с Ю.Н. Рыкуновым и Г.В. Барминым (1980) и изображенную на рис. 12.

Как видно из рисунка, за счет тяги, приложенной к тросу, движение спортсмена из упора в стойку на руках осуществляется принудительно, даже при пассивном состоянии занимающегося. Подобные тренажеры позволяют в полном объеме осуществить методику формирования дви-гательных действий с заданным результатом с лицами с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидами любых нозологических групп.

Шестой способ воздействия тренажеров на занимающегося заключа-ется в осуществлении электростимуляции напряжения тех или иных мышечных групп. В отличие от пятого способа, в котором тренажеры воспроизводят кинематику суставных движений человека извне, в данном способе технические средства самым активным образом вмешиваются в процесс управления двигательным действием путем моделирования командных (эфферентных) сигналов к мышцам занимающегося.

Таковы основные способы оптимизации процесса формирования двигательных действий с помощью тренажеров, способы оптимизации энергосилового взаимодействия учащегося с внешней средой и предъявления ему информации по каналу прямой связи.

В соответствии с выделенными способами воздействия искусствен-ных условий на человека разделим тренажеры, применяемые в адаптив-ной физической культуре, на шесть групп. Подчеркнем, что с увеличе-нием порядкового номера группы тренажеров активность их стимулиру-ющего, информационного и энергетического воздействия на занимаю-щегося в процессе выполнения задания увеличивается: от «подгонки» к возможностям занимающегося до воспроизведения за него отдельных суставных движений. Поэтому представляется целесообразным присво-ить выделенным группам, а точнее, способам воздействия на человека, в соответствии с которыми образованы эти группы, название «уровней»: от первого до шестого, подчеркивая тем самым их возрастающее влия-ние на занимающегося в процессе выполнения упражнения.

Если попытаться кратко выразить взаимодействия ИУС с спортсме-на в выделенных способах, то можно сказать, что при первом способе тренажеры «облегчают» действия человека, при втором – «стимулиру-ют», при третьем – «направляют» их, при четвертом – «помогают» занимающемуся, при пятом – «управляют» перемещением звеньев, а при шестом – «посылают команды» к его мышцам.

Анализ имеющихся, а также теоретически возможных конструкций тренажеров показывает существование устройств, реализующих не один, а несколько из перечисленных способов (уровней) воздействия на че-ловека. В связи с этим предлагается ввести еще одно понятие «порядок» тренажеров, номер которого будет показывать количество способов воз-действия на спортсмена, реализуемых тренажерами тех или иных групп. Таким образом, увеличение порядка тренажеров соответствует возрас-танию активности искусственных условий, воздействие которых на за-нимающегося становится все более сложным и универсальным.

В соответствии с принятым понятием к тренажерам первого поряд-ка будут отнесены группы тренажеров, реализующих каждый из шести перечисленных способов (уровней) воздействия по отдельности, т.е. группы тренажеров первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого уровней. В группы тренажеров второго порядка попадают уст-ройства, реализующие два способа воздействия в любом сочетании (на-пример, 1-й со 2-м, 1-й с 3-м и т.д.); устройства третьего порядка реа-лизуют три способа, четвертого – четыре и т.д. вплоть до одной группы тренажеров шестого порядка, которые должны реализовать все шесть выделенных способов (безусловно, если в этом есть необходимость, которую определяют педагог-тренер и научный работник, исходя из особенностей конкретного вида двигательной деятельности, экономи-ческих и целого ряда других соображений).

Нетрудно убедиться, что общее количество групп тренажеров, различным образом сочетающих выделенные способы (уровни) воздействия на спортсмена, будет равняться шестидесяти трем: шесть групп тренажеров первого порядка, пятнадцать – второго, двадцать – третьего, пятнадцать – четвертого, шесть – пятого и одна – шестого (рис. 13 и рис. 14 – ось абсцисс).

При определении номера группы тренажеров одного порядка боль-шой номер присваивается устройству, которое реализует наиболее вы-сокий уровень воздействия на спортсмена. Если же несколько тренаже-ров реализуют одинаковый уровень, то больший номер отдается уст-ройству, обеспечивающему ближайший к данному (одинаковому для нескольких тренажеров) уровень воздействия на спортсмена. При сов-падении и этих уровней рассматривается следующий, наиболее близко расположенный к ним уровень, и т.д. По этому принципу все тренаже-ры, реализующие от одного до шести уровней воздействия на человека в различных сочетаниях, выстроены (проранжированы) в определен-ном порядке, который представлен на рис. 13.

Второй важной задачей, стоящей перед тренажерами, используемыми для формирования двигательных действий, является объективизация сторонней (дополнительной) информации, поступающей по каналу обратной связи.

Подача дополнительной обратной информации с помощью трена-жеров может осуществляться по двум контурам: внутреннему и внешне-му (рис. 15). В первом случае информация от тренажера поступает непос-редственно к спортсмену. Во втором она может замыкаться на препода-вателя (контур А на рис. 15) или на сам тренажер (контур Б на рис. 15), если его конструкция предусматривает блоки анализа и управления сво-ими элементами.

Развитие средств срочной информации и телеметрических систем передачи сигналов, электронно-вычислительной техники и моделиро-вания движений позволяет вести разработку и внедрение в практику тренажеров, обеспечивающих автоматизацию процесса освоения упраж-нений или отдельных его этапов и операций.

Поэтому вторым существенным признаком, в соответствии с которым будут выделены следующие группы тренажеров, является сте-пень реализации с их помощью обратной связи и автоматизации процессов управления искусственными условиями.

Так же, как и при классификации тренажеров по первому призна-ку, выделим основные способы взаимодействия технических средств с человеком. Первым способом такого взаимодействия является обеспече-ние занимающегося и преподавателя срочной или текущей информа-цией о тех или иных характеристиках движений. Обычно средства, реа-лизующие данный способ, дополнительно подразделяются по основ-ным параметрам движений (В.С. Фарфель, 1975).

Вторым способом взаимодействия тренажеров с занимающимся яв-ляется обеспечение его (и тренера) срочной или текущей информаци-ей о допущенных ошибках.

Третий и четвертый способы взаимодействия тренажеров с учащими-ся обеспечивают срочную или текущую адаптацию искусственных усло-вий к действиям занимающегося за счет управления с помощью быстро-действующих ЭВМ блоками собственных устройств, звуко-, светолиде-рами и т.п. (третий способ) или блоками, программирующими электро-стимуляционные сигналы к мышцам спортсмена (четвертый способ).

Применив рассуждения, аналогичные описанным ранее, выделим пятнадцать групп тренажеров четырех порядков: четыре группы первого порядка, шесть – второго, четыре – третьего, одну – четверного (см. рис. 14, ось ординат).

Образовавшаяся матрица групп тренажеров размером 63х15 включа-ет в себя все существующие тренажеры, а также отображает свойства огромного количества теоретически возможных, но еще не существую-щих конструкций. Введение нулевых групп по рассматриваемым призна-кам (см. рис. 14) позволяет включить в данное множество тренажеров устройства, не оснащенные средствами обратной связи (координаты по оси абсцисс – с 1 по 63, по оси ординат – 0), а также технические сред-ства срочной и текущей информации, применяющиеся без существен-ных изменений внешней среды (координаты по оси абсцисс – 0, а по оси ординат – 1,2 и 5).

С помощью данной классификации могут быть рассмотрены трена-жеры, применяющиеся при формировании конкретного двигательного действия, группы упражнений и, наконец, все тренажеры, используе-мые в адаптивной физической культуре. Она показывает имеющиеся резервы в виде интенсификации процесса формирования двигательных действий с заданным результатом, уменьшения вероятности образова-ния и закрепления двигательных ошибок.

Контрольные вопросы и задания

Перечислите видовые отличия тренажера от других средств материально-технического обеспечения учебного процесса.

Целесообразно ли называть устройство, обеспечивающее двигательную активность человека, тренажером, если неизвестно, для подготовки к какой деятельности он предназначено?

Приведите примеры правильного и неправильного использования понятия «тренажер».

Перечислите классификационные признаки, по которым осуществлено разделение тренажеров на группы в данном учебнике.

Назовите способы, обеспечивающие преимущественно энергосиловые воздействия тренажеров на спортсмена и реализующие поток информации, поступающей к спортсмену по каналу прямой связи.

Назовите способы, реализующие обратную связь и автоматизацию процессов управления искусственными условиями.

3.4. Физическая помощь и страховка.
Классификация приемов физической помощи и страховки

Физическая помощь педагога-тренера занимающемуся позволяет эффективно формировать адекватные задачи, двигательные представле-ния, осуществлять постановку управляющих действий, осознанно осва-ивать их ориентировочную основу, уменьшать отрицательные защитные реакции учеников и др. Другими словами, умения и навыки физического воздействия являются эффективным «орудием» в руках педагога.

Физическая помощь – это физическое воздействие на занимающегося, оказываемое педагогом или управляемыми им техническими средствами и компенсирующее недостающую подготовленность занимающегося с целью обеспечения безопасного решения осваиваемой им двигательной задачи.

Из этого определения следует, что страховка или обеспечение безопасности при решении двигательной задачи является компонентом (частью) более широкого понятия физическая помощь, которая помимо страховки предполагает обеспечение решения осваиваемой двигательной задачи.

Разумеется, не всегда педагогу удается добиться реализации этой цели – часто приходится полностью переключаться только на обеспе-чение безопасности занимающегося. Однако это не меняет сути поня-тия, поскольку стремление педагога, используя различные приемы физического воздействия на учащегося, довести его действия до уровня программных требований, обеспечивающих решение осваиваемой дви-гательной задачи, является сутью или основой цели физической помощи как профессионально-педагогического умения.

Тенденция рассматривать страховку как более широкое понятие, чем физическая помощь, обусловлена тем, что цель страховки – обеспечение безопасности на занятиях (предупреждение травм). Достижение этих же целей предусматривает еще целый комплекс различных мероприятий – обеспечение санитарно-гигиенических условий (температурный режим, освещенность и т.п.), правильное расположение спортивных снарядов, обеспечение дисциплины на уроке и т.п. Однако включать все это в понятие страховки нецелесообразно.

Поэтому, исходя из сказанного и определения физической помо-щи, под страховкой будем понимать готовность педагога осуществить са-мые разнообразные приемы физической помощи для обеспечения безопас-ности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия (решения двигательной задачи).

Анализ литературных источников, педагогические наблюдения, опрос преподавателей и тренеров позволяют констатировать, что уме-ния и навыки оказания физической помощи являются сложными про-фессионально-педагогическими компонентами мастерства педагогов, требующими от них максимальной концентрации внимания, наличия сформированных сенсорно-перцептивных составляющих действия, тон-ких дифференцировок мышечных усилий, предвидения возможных кри-тических ситуаций по особым признакам протекания движений, высо-кого уровня развития силовых и скоростно-силовых качеств и др.

Особенно важны эти умения и навыки для тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре.

В.Н. Морозов (1979) выделил следующие основные приемы физической помощи:

1) проводка – действия педагога, сопровождающие ученика по всему упражнению или отдельной его фазе;

2) фиксация – длительная задержка ученика в определенной части (точке) движения;

3) подталкивание – кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

4) поддержка – кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

5) подкрутка – кратковременная помощь ученику при выполнении поворотов.

В.Н. Курысь (1994) добавил к приемам, выделенным В.Н. Морозо-вым (1979), еще один прием – «обкрутка», систематизировал приемы физической помощи и страховки, применяемые педагогом с использо-ванием технических средств (подвесным поясом – «лонжей» различных конструкций – неподвижной, подвижной, комбинированной), подробно рассмотрел технику различных приемов оказания помощи при работе спортсмена на вспомогательных снарядах (трамплин, батут, тренажер-ные дорожки и др.).

Однако сложность и многогранность приемов физической помощи не позволяет построить их классификацию по одному основанию (классифи-кационному признаку). Поэтому было выделено несколько таких класси-фикационных признаков, призванных отобразить все многообразие спо-собов взаимодействия педагога с занимающимся и предполагающих разде-ление приемов на группы и подгруппы – роды, виды, классы (рис. 16) (С.П. Евсеев, И.В. Журавков, 1996).

Прежде всего, все приемы физической помощи разделим на группы в зависимости от продолжительности оказания помощи занимающемуся. В этой связи можно выделить три группы действий педагога: 1) сопровож-дающие занимающегося в процессе выполнения всего упражнения (или даже комбинации); 2) отдельной его фазы (части) и 3) в те или иные моменты движения (рис. 16).

Во избежание возможных чисто терминологических недоразумений необходимо подчеркнуть, что выделенный классификационный при

упражненияперемещений

Классификационный

Классификационный признак признак

Предмет управле­Продолжительность

ния (к кому или оказания

чему приклады­помощи

ваются усилия педагога)

Величина усилий,развиваемых

Особенности уп­педагогом

равления техни­ческими средст­вами в зависи­мости от их функ­

Скорость

ционального

выполнения назначения

приема

Особенности уп­Направление

равления техни­приложения

ческими средст­усилий педагога

вами в зависи­мости от способа воздействия на занимающихся

Положение педагогав процессе выполненияприема:

Влияние на ско­рость выполнения осваиваемого

а) Наличие

б) Местонахож­

Вне спортивногодение

На спортив-снаряда ном снаряде

Количествочеловек, оказы-

Один Двавающих помощь

Рис. 16. Классификация приемов физической помощи

Приложение усилий к телу занимающегося Приложение усилий к техничес-ким средствам

Управление техни-Запуск, управления ческими средства-режимом работы ми – преобразова-и остановка авто-телями усилий пе-номных технических дагога – в процессе средств – тренажеров выполнения упраж-и вспомогательных нения занимающимися приспособлений

Управление техническими средствами, реализующими жесткую связь с занимаю-щимися Управление техническими средствами, реализующими полужесткую связь с занимаю-щимися Управление техническими средствами, реализующими гибкую связь с занимаю-щимися

уменьшение сохранение скорости оптимальной (замедление) скорости

знак предусматривает разделение приемов, прежде всего, исходя из со-отношения продолжительности процесса решения двигательной зада-чи (времени выполнения двигательного действия или их комбинации) и продолжительности приема оказания помощи, а не из собственно временных параметров длительности того или иного приема. Времен-ные характеристики приемов помощи при этом могут значительно ва-рьировать, поскольку они обусловлены продолжительностью процесса решения двигательной задачи.

Интересно отметить, что авторы, посвятившие свои работы систе-матизации и описанию приемов физической помощи (В.Н. Винокуров, 1970; М.А. Попов, 1971,1977, 1979; В.Н. Морозов, 1979; В.Н. Курысь, 1994 и др.), не разрабатывали их классификации и, естественно, не выделя-ли тех или иных классификационных признаков. Однако в описании си-стематизированных ими приемов легко обнаружить рассматриваемый и другие выделенные нами классификационные признаки.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

  • Образование запаса вообще
  • Сделайте границы частью своих отношений
  • Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по управленческим дисциплинам 24 страница
  • Проверка модулей программы соревнований
  • Движение в темное время суток
  • Высоко цените Священные Писания.
  • Роман В.Г.Зебальда (1944–2001) "Аустерлиц" литературная критика ставит в один ряд с прозой Набокова и Пруста, увидев в его главном герое черты "нового искателя утраченного 5 страница
  • Практичні завдання. 1. Підготувати доповідь за темою: «Інформаційне забезпечення клінічної діяльності».
  • Майя, которая наблюдала за происходящим через оптический прицел, промолчала, так как ей было нечего сказать.
  • Термодинамічні процеси
  • БАЖАЮЧИМ ВЗЯТИ УЧАСТЬ У НАВЧАЛЬНО-ТРЕНУВАЛЬНОМУ СЕМІНАРІ НЕОБХІДНО ЗВЕРТАТИСЯ!
  • Безопасность.
  • Термины, используемые в настоящем Соглашении
  • Сливная трубка,
  • Загальні положення. Практична підготовка студентів є обов'язковою складовою частиною освітнього процесу
  • Память 5 декабря 2 страница
  • ЗАТЯГИВАНИЕ ЧАСТЕЙ ОДЕЖДЫ И ВОЛОС
  • Страх оказаться неполноценным.
  • Цитных заболеваниях (эндемический зоб);
  • Павел Иванович Мельников (Андрей Печерский) 24 страница