Вклад С.Л. Рубинштейна в разработку теоретико-методологических основ общей психологии

Наиболее глубокий теоретико-методологический анализ философии Маркса в понимании человека и пути конструктивного и творческого его использования и применения для построения системы психологического знания даны в трудах С.Л. Рубинштейна, одного из лидеров и крупнейшего методолога и теоретика психологической науки в СССР.
Творческий путь Рубинштейна свидетельствует о том, что представление о якобы насильственном внедрении марксизма в психологию в СССР упрощенно отражает реальную картину. В действительности был и другой, встречный поток - от психологии к марксизму. Что касается Рубинштейна, то его обращение к основным категориям марксистской философии не было продиктовано только ее авторитетом и статусом в обществе. Свидетельством тому является анализ ранних этапов творчества ученого. Так, в статье "Принцип творческой самодеятельности" (1922) уже поднимаются ключевые вопросы, составившие впоследствии основу его теоретической концепции: проблема субъекта, деятельности, единства личности в ее взаимодействии с миром. Это позволяет сделать вывод, что уже в начале творческого пути Рубинштейна им были заложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется субьектно-деятельностным.
Дальнейшее формирование теоретической концепции Рубинштейна было связано с углубленным освоением марксизма и содержащихся в нем идей о первостепенной роли деятельности в процессе антропо- фило- и онтогенеза человека и его психики. В ряде своих работ - "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1933-1934), "Основы психологии" (1935) и др. Рубинштейн осуществляет глубинный анализ философии Маркса. При этом он подчеркивает, что изучение марксистского философского наследия для него не самоцель, апуть к познанию психической реальности.
Определяя пути выхода психологии из кризиса, Рубинштейн указывает на необходимость нового понимания ключевых категорий психологии - сознания и деятельности. Новую трактовку их как раз помогает, по его мнению, найти марксизм, и прежде всего содержащаяся в этом учении концепция деятельности, раскрывающаяся через диалектику связи субъекта с предметной действительностью. Диалектическая связь указанных процессов в концепции С.Л. Рубинштейна приобретает вид принципа единства сознания и деятельности, ставшего одной из главных методологических основ советской психологии.
Идеи Маркса об историческом характере сознания, его общественной природе учитывались Рубинштейном при осмыслении и обосновании принципа развития и историзма как базисных опорных точек рассмотрения психики.

Выход в свет основополагающего труда С.Л. Рубинштейна "Основы психологии" явился важным событием в научной жизни и свидетельствовал об обретении советской психологией собственного методологического фундамента. Неслучайно именно эта работа Рубинштейна была удостоена Государственной Премии.
Обращение к истории психологической мысли в СССР показывает, что именно творческое освоение марксистской теории и стоящей за ней целой системы научного знания, накопленного в истории человечества, стало тем важным условием, которое позволило советской психологии обрести методологический фундамент и стать цельным учением. В этом смысле методологический кризис был преодолен.
Внутреннее единство и общность базовых оснований, сложившихся в советской психологии, позволяют нам рассматривать ее как целостную научную психологическую школу, контуры которой уже были в основном очерчены к концу 30-х гг., когда завершается обоснование основных принципов и категорий психологии, путей и стратегий исследования психической реальности.



  • Подстрекатель
  • Приложение к Уставу города Нижнего Новгорода
  • Назначение и особенности СТС.
  • Психологические основы развивающего обучения Л.В. Занкова. Сочетание наглядного образа и абстракций в обучении младших школьников.
  • Einige Verben sind fest mit einem Reflexivpronomen im Akkusativ verbunden, z.B.
  • Цумэро (угроза мата)
  • Лимфатическая система.
  • Определение концентрации аммиака в воздухе помещения
  • Технологические схемы жидкотопливных теплогенерирующих установок
  • Ответы на вопросы к зачету по дисциплине «Инженерная геодезия» для студентов заочного отделения специальности 70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
  • Копирайтинг в SEO: помощь создателям контента в эффективном использовании целевых слов
  • Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии
  • В чем особенности решений арбитражного суда по различным категориям дел?
  • СЛЕДОВАТЕЛЬНО: При скорости 25 км/ч и менее отпуск автотормозов в этом поезде производить ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
  • Б. Полезные или вредные эманации
  • Несколько слов о вложенных делегатах
  • ВАШИ ПРИВЫЧКИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВАШУ СУДЬБУ
  • Земляне. Вся русалочья деревня сидела в одном общем кругу, касаясь друг друга руками
  • Старшие юноши 16-17 лет, мужчины с 18 лет и старше
  • Цитадель и 4 прелягающих