Эр СЭр П/СП Т СТ Эм СЭм Оценочные шкалы ОСТ


Рис. 12. Сравнение психологических качеств водителей такси (график I), грузовых автомобилей (график 2) и автобусов (график 3)

Под эргичностью понимается потребность личности в освоении пред­метного мирад стремление к физическому и умственному труду. Для всех проанализированных категорий водителей этот показатель выше среднего уровня, но несколько ниже у водителей такси по сравнению с оценками водителей грузовых автомобилей и автобусов, которые примерно одинаковы.

Темповые показатели характеризуют скоррсть выполнения трудовых опе­раций (шкала Т) и скорость выполнения речедвигательных актов в процессе общения. Более низкие темповые характеристики водителей, занятых на перевозках пассажиров, могут быть объяснены высоким значением в их ра­боте мыслитедьных процессов (прогнозирование дорожной ситуации, обес­печение безопасности и комфорта пассажиров) по сравнению с непосредст­венными действиями по управлению транспортным средством.

Показатели эмоциональности оценивают отношение личности к дос­тигнутым результатам труда (Эм) и чувствительность к оценкам окру­жающих людей. Наиболее эмоциональны водители такси, работающие в "свободном режиме", наименее - водители городских автобусов, чья ра­бота подчинена жесткому графику.

Сравнение по методике "мини-мульт" с использованием шкал опрос­ника MMPI показало, что характеристики водителей городских автобусов и такси отличаются незначительно (рис. 13).

—~L A
!. i __ ■■__
R Se Ma Шкалы MMPI
Hs D Ну И Р»

В 46 44 42 40

Рис. 13. Сравнение психологических характеристик водителей такси (график 1) и городских автобусов (график 2) по методике "мини-мульт"


Наибольшее отличие с оставляет не более 4%, что лежит в пределах есте­ственных колебаний средневзвешенных оценок. Из этого можно сделать вывод, что сравнение по этой методике не выявляет различия между психо­логическими характеристиками водителей такси и городских автобусов. , Мешанка оценки уровня субъективного контроля позволяет охарак­теризовать, насколько, человек считает, что его результаты зависят от его собственных усилий. Если оценка высока, то он считается интерналом. В про­тивном случае, если он склонен Считать, что в большей степени все опреде­ляется внешними обстоятельствами, он будет являться экстерналом.

Результаты анализа показали, что в целом у водителей грузовых автомо­билей, перевозящих грузы в междугородном сообщении, уровень интер­нальности довольно высок. Он выше среднего уровня. Особенно высоки оценки Им (уровень интернальности в межличностных отношениях) и Ид (уровень интернальности в результатах производственной деятельности).

Выявленные различия в психологических качествах водителей разной специализации могут быть объяснены с помощью одной из двух гипотез. Согласно первой гипотезе, условия работы формируют те психологи­ческие качества водителей, которые в наибольшей степени отвечают спе­цифике их труда. Однако такое соображение игнорирует биологическую обусловленность психических свойств. Логичнее вторая гипотеза — что водители, имеющие определенные психологические характеристики, со временем выбирают для себя наиболее приемлемые условия работы.



3.1.4. Водитель грузового автомобиля

Водитель автомобиля, выполняющего перевозки грузовна коммерче­
ской основе, является рядовым работником автотранспортного предпри­
ятия. В то же время он играет активную роль в осуществлении транс­
портного процесса. '

В процессе выполнения перевозок неизбежно возникают различные
отклонения: грузоотправитель не подготовил груз к отправке, неисправен
кран, отсутствует на рабочем месте стропальщик, затруднен проезд к
месту погрузки или разгрузки. Во всех этих случаях водитель должен
принимать решения и выполнять действия, от которых зависит его зар-
. плата и доход автопредприяля.. . . '

Водитель грузового автомобиля должен иметь определенные знания о технологических особенностях перевозок данного вида груза и уметь контактировать с представителями заказчика. Серьезной процедурой яв­ляется прием груза к перевозке и контроль проведения погрузочных ра­бот. В противном случае он будет чувствовать себя неуверенно и опа­саться, что принятые им решения являются неверными.

Сложные ситуации могут возникать при отказе грузополучателя в
приеме груза, и водитель должен быть готов разрешить их, исходя из ин­
тересов автотранспортного предприятия. :

Водитель грузового автомобиля должен уметь оформлять товарно-транспортную документацию и документально фиксировать претензии

\ . . ' 79


автотранспортного предприятия к партнерам в случае возникновения
каких-либо проблем. , . ' >

Водитель несет ответственность за дорогостоящее транспортное сред­ство и за груз, принятый к перевозке. Надо учитывать, что грузовые ав­томобили, особенно большегрузные, оказывают заметное влияние на скоростные характеристики транспортного потока и пропускную способ­ность автомобильных дорог. Это налагает на водителя грузового автомо­биля повышенную ответственность за безопасность дорожного движения.

Работой водителя руководят диспетчеры автопредприятйя, но, тем не . менее, следует признать, что основная особенность его труда состоит в сочетании выполнения обязанностей рядового работника с целым рядом управленческих функций. При этом цена ошибки может фыть очень высо­ка. Требования к качеству принимаемых водителем решений повышают­ся при перевозке дорогостоящих и срочных грузов, а также в особых ус­ловиях, например, при транспортировке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

3.1.5. Водитель автобуса

Для водителя автобуса характерна необходимость постоянно следовать жесткому графику, исключающему всякую индивидуальность и самостоя­тельность.

Рано утром он уже должен быть в гараже, чтобы успеть выехать по графику. Если выезд на линию производится, например, в 4.40 утра, то нетрудно подсчитать, в какое время водитель должен проснуться и на­чать свой трудовой день.

Прибытие автобуса к остановочным пунктам также жестко регламен­тируется графиком. Каждые 300—500 м (такова средняя длина перегона) водитель, подъезжая к остановке, должен плавно остановиться и также плавно затем отъехать от остановки.

За рабочую смену водитель автобуса до 2000 раз включает и выюпочает сцепление и переключает передачи. Количество выполняемых операций в расчете на 1 км пути более чем в два раза больше выполняемых водителем такси1. Это приводит к более сильному утомлению водителя автобуса. ■

Пассажиропотоки имеют ярко выраженную неравномерность по ча­сам суток. Из-за этого большинство водителей автобусов работает по разрывному графику, что означает невозможность для водителей нор­мального полноценного отдыха.

Водитель автобуса постоянно ощущает психологический груз ответствен­ности за пассажиров в салоне. Если таксист перевозит обычно _ не более двух—трех человек, то в салоне автобуса может находиться более ста человек.

Ответственность за жизнь и здоровье пассажиров водитель автобуса несет не только во время движения, но во время посадки и высадки. ИзЛ

1 Мишурин В.М., Романов А.Н. Надежность водителя и безопасность движения.


вестно, что именно на остановочных пунктах происходит наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.

Если водитель грузового автомобиля в некоторой степени может пси­хологически расслабиться во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а таксист — на стоянке такси в ожидании клиента, то водитель автобуса такой возможности лишен. Он должен быть постоянно внима-тельным, что невозможно по психофизиологическим причинам.

Водитель автобуса ежедневно контактирует с ■ большим количеством пассажиров, и нередко эти контакты носят острый конфликтный харак­тер, резко увеличивающий психологическую нагрузку.

Несмотря на все помехи в движении, парковку других автомобилей
вблизи от остановочного пункта, водитель автобуса должен обеспечить
пассажирам максимально возможный комфорт и удобство. '

Тяжелые психологические условия труда. водителя автобуса приводят к тому, что они в 3 раза чаще подвергаются заболеваниям сердечно­сосудистой системы, чем водители грузовых автомобилей.

3.1.6. Водитель такси •

Водитель. таксив меньшей степени ощущает себя рядовым исполни­телем, чем водитель автобуса или грузового автомобиля. Ему скорее бли­же ощущение свободного предпринимателя, который знает, что его благо­состояние зависит от его предусмотрительности, умения правильно спла­нировать свой маршрут, способности быстро доставить клиента к месту назначения.

Работа таксиста • осуществляется в ярко выраженной конкурентной
среде. Это неизбежно сопряжено с необходимостью принимать риско­
ванные решения как при выборе маршрута, так и при взаимодействии с
другими участниками движения. .

В большей степени, чем водители других специализаций, водители
такси должны уметь организовать свое внимание и восприятие, чтобы не
"прозевать" голосующего клиента. \

В целом надо отметить, что водителю такси ■ присуща наибольшая свобода действий. '

Целый ряд особенностей имеет работа водителей маршрутных такси.В психологическом отношении это наиболее тяжелая область водитель-ского труда. Водитель должен уметь соблюдать все ограничения, накла­дываемые работой на маршруте (контроль посадки и высадки пассажи­ров, выполнение графика, ведение расчетов за перевозку). Он находится в тесном взаимодействии с пассажирами и должен бытьготовым в любой момент совершить остановку по требованию пассажира для посадки или высадки и при этом не мешать другим участникам дорожного движения и не создавать аварийной ситуации.


3 Л Л. Поведение пешеходов

Движение пешеходов — самый распространенный и один из самых опасных элементов дорожной обстановки1.

Состав пешеходов неоднороден. Из-за этого пешеходы обладают раз­личными способностями в передвижении. Начальные скорости их дви­жения представляют большой диапазон, достигая 10 км/ч.

Пешеходам присуща малая инерционность движения, они могут резко менять направление своего движения и его скорость вплоть до полной остановки или передвижения в обратном направлении (рис. 14).

Рис. 14. Опасное поведение пешехода

Движение пешеходов относительно мало регламентируется правилами дорожного движения. Но даже эта малая регламентация обычно ими иг­норируется. Они могут переходить улицу при отсутствии пешеходного перехода и на красный свет светофора, нарушать правила обхода транс­портного средства на остановочном пункте.

Значительная часть пешеходов имеет слабое представление о требуе­мом остановочном пути или о возможности транспортного средства рез­ко изменить направление движения, чтобы предотвратить наезд.

Пешеходам присуща низкая способность в распределении внимания. Если пешеход спешит к приближающемуся трамваю или беседует с по­путчиком, то он редко обращает внимание на движущиеся по дороге транспортные средства, даже если они угрожают его жизни.

Обычно пешеходы, находясь на дороге или рядом с ней, склонны пе­
реоценивать собственную безопасность, в том числе ив зоне действия
дорожных знаков "пешеходный переход" или дорожной разметки типа
"зебра". Из-за этого относительно высок процент наезда на пешеходов
как раз на пешеходных переходах. . '

Для пешеходов характерны высокая готовность к риску и неспособ­ ность ожидать возможности безопасного перехода дороги в течение дли­ тельного времени. Если пешеходы ожидают возможности перехода более 10—15 с, то они начинают предпринимать попытки перейти дорогу, не­ взирая на опасность. .

Повышенной опасности подвергается бегущий пешеход. Скорость его довольно высока, и он может оказаться в опасном положении неожидан-

Клебельсберг Д. Транспортная психология. 82


но для себя и для водителей. Бегущему человеку намного труднее оста­
новиться, даже если он увидел опасность. В беге присутствует безопор­
ная фаза движения, и намного больше вероятность,' что человек упадет.
Падение может произойти непосредственно перед автомобилем, а авто­
мобиль может не успеть остановиться. Во время бега человек психологи­
чески полностью отключается от восприятияокружающей обстановки,
он весь устремлен вперед, к своей цели. Он не в состоянии заметить да­
же рядом находящийся автомобиль, представляющий для него непосред­
ственную уфозу. .

  • Описание соревнований, которые смотрела лично, за кого болела
  • Коллекторские свойства продуктивных горизонтов
  • Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
  • Классные практические фишки по влюблению
  • Должностная инструкция главного энергетика.
  • РАЗГОВОР С МОИМ ПЬЯНЫМ БОГОМ
  • УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА
  • Петрухин Виктор Семенович - 194.
  • Вопрос: Что Вы называете экономическими извращениями?
  • Решение уравнения адиабатического нагрева
  • Кислова Ольга.
  • Как сохранить серые клетки
  • Общие сведения.
  • Бартимеус. Умереть было бы проще всего
  • РЕВНОСТЬ. Ревность — это мучительное сомнение в чьей - либо верности и любви
  • Меры по обеспечению исправной работы тормозного оборудования вагонов
  • кафедра строительных материалов Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева (зав. кафедрой — д-р техн. наук, проф. Г. И. Горчаков) 33 страница
  • Особенности первоначального этапа расследования похищения человека
  • Тема 5. Оборотные средства
  • Методы оценки инвестиций, основанные на дисконтировании