СЛОВО КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЯЗЫКА

Структура слова. Словокак центральная единица языка имеет очень сложную структуру, в которой язык также получает свою структурную цельность и завершенность (см. схему). Фактически внутренняя структура языка - это структура слова, лишь осложненная "этажами" (ср. со схемой в III главе), то есть взаимоотношениями слов.

Структура слова (слово-словоформа)

Само слово, как и любая другая единица языка, выступает прежде всего в трояком единстве: слово - словоформа - словоупотребление, где слово - единица языка, словоформа - единица речи, а словоупотребление - единица речевой деятельности. С

­ Конец страницы 111 ­

¯ Начало страницы 112 ¯

философской точки зрения, слово - общее, словоформа - отдельное, частное, а словоупотребление - единичное. С математической точки зрения, слово - множество, словоформа - подмножество, а словоупотребление - конкретные единицы, составляющие эти подмножество и множество. Например, слово дом как множество имеет двенадцать словоформ (единственное число - дом, дома, дому, дом, домом, о доме; множественное число - дома, домов, домам, дома, домами, о домах), составляющих его подмножества, и их бесконечное количество словоупотреблений в речевой деятельности. Словоупотребления часто различаются дистрибуцией, то есть окружением, в котором они встречаются, что нередко оказывает влияние на варьирование их звуковой формы, вызванное действием фонетических законов. Варьирование звуковой формы слова обусловливается также индивидуальным произношением. Приведем лишь несколько контекстов словоупотреблений: Дом, в котором мы живем. Простясь со всем семейством, мы отправились по домам.Я прошу вас сию же минуту оставить мой дом! В доме он не казался беспомощным. Весь дом был вовлечен в его деятельность. Дом вести - не лапти плести. Машины подъехали к шестиэтажному дому. ДомаЛевиных и Щербацких были старые дворянские московские домаи всегда были между собою в близких и дружеских отношениях. Детский дом был закрыт и т.д. Из приведенных примеров видно, что слово дом имеет и несколько значений, которые проявляются в контекстном окружении.

Как явствует из схемы, внутренняя (идеальная) структураслова состоит прежде всего из двух частей: дихотомии (от греч. dichotomia — деление целого на две части) слово-словоформа, имеющей сложное внутреннее строение. Структурными элементами слова как единицы языка являются фонема, морфема, лексема и семема, а словоформы как единицы речи -аллофон, алломорф, аллолекс и значение. При этом единицы языка соотносятся с понятием, а единицы речи с образом. Представленная в виде геометрического образа со строго установленным каждому элементу местом эта структура составляет внутреннюю (идеальную) формуслова. Фактически это структура сознания любого человека, независимо от языка, которым он пользуется.

­ Конец страницы 112 ­

¯ Начало страницы 113 ¯

Каким образом эта структура повреждает разные языки, пока остается неясным.

Внешнюю (материальнуюю) формуслова образует строгая линейная последовательность букв или звуков в словоупотреблении. Перестановки здесь не допускаются, иначе искажается или изменяется смысл слова (ср. дом - мод, том - мот). Слово всегда фонетически или графически (если язык имеет письменную форму) оформлено. Например, материальной (внешней) формой слова сад являются три звука (буквы), расположенные в определенной последовательности. Слово > может состоять всего из одной фонемы (или буквы). В русском языке однофонемных слов немного, например, союзы а, и, проедлоги у, о, в, к, с, частицы б, ль, некоторые междометия. Основная часть слов является теми или иными звуковыми комплексами.



План выражения и плане содержания.Помимо внешней и внутренней формы, в слове выделяют также план выражения и план содержания. В лингвистике часто под планом выражения понимают только внешнюю (материальную) форму слова, а под планом содержания - значение с слова, его смысл. В этом случае под внутренней формой слова понимают признак, положенный в основу номинации при образовании значения слова, например: русское слово портной образованно от порты в значении одежда, и именно соотнесенность с одеждой легла в основу значения слова портной; болгарское шивач образовано от шия в значении шить, здесь в основу значения слова шивач лег процесс шитья; немецкое Schneider образовано от schneiden - резать, здесь в основу значения слова лег процесе резания и т.д. Геометрический образ слова дает совершенно четкое представление о его внутренней (идеальной) форме, снимая субъективизм в ее трактовке, а также давая возможность математически оперировать идеальными сущностями языка.

План выраженияв слове оказывается более сложным, чем его внешняя форма, поскольку в внутренняя форма — это одновременно и план выражения, и план содержания. Во внутренней форме воплощается содержание понятия и образа, но после такого воплощения сама внутренняя форма обретает значение и смысл, то есть становится содержательной формой. По отношению к понятию и образу внутренняя форма слова выступает фор-

­ Конец страницы 113 ­

¯ Начало страницы 114 ¯

мой, а по отношениию к внешней форме слова - содержанием. С точки зрения математической теории множеств, во внутренней форме происходит пересечение множеств, так как внутренняя структура слова состоит из всех элементов, принадлежащих одновременно всем языковым множествам. Это фонема и аллофон, морфема и алломорф, лексема и аллолекс, семема и значение, слово и словоформа.

План выражения во внутренней форме оказывается в структурном отношении достаточно сложным. В слове он состоит из линейной последовательности фонем, морфем, лексемы и семемы. Линейная последовательность этих единиц, соотнесенная с понятием, образует слово как целое. В словоформе план выражения включает в себя линейную последовательность аллофонов, алломорфов, аллолекса и значения. Линейная последовательность данных единиц, соотнесенная с образом, образует словоформу как целое. Линейные отношения единиц языка называют синтагматическкими(горизонтальными). Например, в слове профессор в линейнных, синтагматических, отношениях состоят фонемы и морфемы внутри лексемы, а также аллофоны и алломорфы внутри аллолекса, следующие в определенной последовательности друг за другом. Перестановки в линейной последовательности не допускаются, иначе искажается или изменяется смысл слова. Кроме того, в слове как целом в линейных отношениях с другими элементами состоит семема, а в словоформе -значение. Во внешней линейной цепи семеме и значению соответствует нулевая линейная позиция.Формально она, как правило, отмечается в письменной речи пробелами, а в устной — разрывами звучания, выделяющими слово и словоформу как целое. Пробелы и разрывы звучания помогают опознавать слово целиком и тем самым осознавать его смысл.

Между единицами слова и словоформы существуют не линейные отношения, а ассоциативные(вертикальные) отношения, которые называют также парадигматическими(от греч. paradeigma - пример, образец). В парадигматических, ассоциативных, отношениях с состоят между собой слово и словоформа и их элементы: фонемы с аллофонами, морфемы с алломорфами, лексемы с аллолексами, семемы со значениями. Эти отношения ярко проявляются, например, при склонении существительных,

­ Конец страницы 114 ­

¯ Начало страницы 115 ¯

то есть в парадигме склонения, что дает возможность выделять у слова его словоизменительные элементы, а также говорить об аллолексахкак вариантах лексемы, образующих ее парадигму.

Аллолексыпредставляют собой не только парадигматические варианты лексемы, но и ее иные формальные и семантические разновидности, например, компас - компас, галоша - калоша, затихать - стихать, картофель - картошка, аудитория в значении учебная комната и аудитория в значении состав слушателей и т.д. Материализуются аллолексы в определенных комплексах звуков или отдельных звуках, которые обозначают термином "лекс". В наиболее доступной, хотя и несколько упрощенной, форме различие между этими тремя единицами может быть сформулировано следующим образом: лексема- это часть слова без семемы; аллолекс- это часть словоформы без значения; лекс- это часть словоупотребления без семемы и значения. Во всех случаях речь идет о форме выражения смысла. Часто в лингвистике термином "лексема" обозначают материальную сторону слова, противопоставляя лексему значению как содержательной части слова.

К плану содержанияслова относят чаще всего его значение, смысл. Однако при этом нужно иметь в виду, что все формальные элементы слова имеют свое содержание, о чем говорилось при их рассмотрении, и только совокупное содержание всех элементов составляет смысл слова как целого. Лишь в описательных целях совокупное целое, непрерывное дробится на составляющие его элементы, которые, в свою очередь, тут же пытаются превратиться в целое, совокупное, вернуться в универсум, из которого они были вырваны исследовательской мыслью.

Совокупное содержание всех формальных элементов делает содержательную сторону слова явлением сложным и многогранным. Еще А.А. Потебня различал в слове содержание, свойственное только ему одному, и содержание, присущее наравне с ним многим словам. Содержание, свойственное только данному слову в отличие от всех других слов, называют лексическим значением.Общее с другими словами содержание является либо словообразовательным, либо грамматическим значением слова, либо придает слову дополнительную стилистическую окраску.

­ Конец страницы 115 ­

¯ Начало страницы 116 ¯

Значение и семемакак основные единицы плана содержания при любой их трактовке относятся к смысловой стороне слова и языка. Однако в то же время семема является элементом формы понятия, а значение - элементом формы образа. Значение и семема выступают как сложные единицы, содержание которых описывается с помощью самых простых составляющих - сем. Семавыявляется как минимальный признак оппозиции семема -значение. Дифференциальная сема в семеме обладает множественностью признаков (не менее двух), в значении реализуется только один ее признак. Например, семема имеет в своем составе сему . При реализации в значении в каждом конкретном случае используется дифференциальная сема только с одним признаком - или . А это порождает отличия не только в значении, но и в форме слова. Так, реализация семы или в терминах родства (при совпадении остальных признаков) порождает слова с разной внешней формой: отец или мать, сын или дочь, брат или сестра и т.д. Отсутствие тождества между семемой и значением делает геометрический образ слова асимметричным. Асимметричность слова является, таким образом, его фундаментальным свойством.

Главной в структуре семемы является архисема- родовая сема, которая отражает общие категориальные признаки определенного класса предметов или явлений. Например, в терминах родства выделяется архисема или . В свою очередь эта архисема описывается рядом дифференциальных сем: , , и т.д. Значение конкретного слова определяется определенными семами из их возможного набора. Например, значение слова отец 'мужчина в отношении к своим детям' складывается из ряда дифференциальных сем: , , , .

По совокупности дифференциальных сем слово отец противостоит другим терминам родства: отец - мать , отец - сын , отец - дядя , отец - отчим

­ Конец страницы 116 ­

¯ Начало страницы 117 ¯

, отец - дед и т.д.

Семы словообразовательного и грамматического значений имеют свое формальное выражение в виде аффиксов. Например, суффикс —тель имеет сему , которая реализуется в конкретных словах в словообразовательном значении: читатель, писатель, слушатель, деятель', флексия -ами у имен существительных имеет в своем составе дифференциальные семы падежа и числа, выражая соответствующие грамматические значения (творительного падежа и множественного числа) и т.д.

Семантикой обладают все структурные единицы слова (соответственно и языка), так как они образуют системно-структурное целое, что ярко иллюстрирует геометрический образ слова. Семантика единиц, представленных в геометрической фигуре, распадается на две сферы - понятийную и образную. Понятийная семантика свойственна единицам языка, образная - единицам речи. Их различие можно показать на примере фонемы .Ее понятийное содержание описывается единицами смысла, соотносимыми с понятием: семемой , архисемой , семами - передний, средний, задний, - верхний, средний, нижний, -лабиализованная или нелабиализованная фонема. С физической точки зрения, понятийное содержание фонемы воплощено в нулевой волне определенной формы, обладающей своей энергией и импульсом.

Образное содержание описывается единицами смысла, соотносимыми с образом - значением с дифференциальными семами: . Образное содержание этой фонемы воплощено, с одной стороны, в образе нулевой волны, а с другой стороны - в акустическом образе звука [а] как физической волны; кроме того, звук [а] имеет собственный двигательный образ, связанный с его артикуляционными характеристиками. Для письменной речи важен зрительный образ этой фонемы, который формируется на основе начертаний буквы а.

Таким образом, семантика пронизывает все единицы языка, поскольку каждая из них информативна, то есть несет свое собственное содержание, смысл, как информативно в языке и

­ Конец страницы 117 ­

¯ Начало страницы 118 ¯

отсутствие той или иной единицы, то есть нуль. В лексикологии рассматривают обычно только: лексическое значение слова.

  • Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru: http://royallib.ru 32 страница
  • «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» 7 страница
  • Введение. Скольжение на Черном Драконе.
  • Задачи для самостоятельного решения. 1. Два маленьких шарика массой m = 10 г каждый скреплены тонким невесомым стержнем длиной
  • Контрольная работа по теме: "Циклы"
  • Средства выражения вежливости.
  • Серебряные монеты «Мир Охоты – Благородный Олень», «Мир Охоты – Дикий Кабан».
  • АЛЕКСАНДР I (12. 12. 1777 – 19.11. 1825гг.) – российский император с 12 марта 1801 года, старший сын Павла I, внук Екатерины II.
  • Связь геоэкологии с экологической географией.
  • лава 18. — Тогда я уже умел танцевать и готовить, платье было сшито
  • Наш детоводитель
  • ВЕРХНЯЯ НЕДЕЛЯ.
  • Глава XI. Организация труда в лесных питомниках
  • Функции философии
  • Robotics today
  • Выступление А.С. Беликова
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ МЯГКОЛАПА
  • Тақырып: Танымдық процестер психологиясы.
  • Личность младшего школьника как объект и субъект педагогических воздействий.
  • "Well, Prince, so Genoa and Lucca are now just family estates of the 88 страница