Общая задача чистого разума

Мы бы немало выиграли, если бы нам удалось подвести множество исследований под формулу одной-единственной за­дачи. Точно определив эту задачу, мы облегчили бы труд не только себе, но и каждому, кто пожелал бы удостовериться, достигли ли мы своей цели или нет. Истинная же задача чистого разума заключается в следующем вопросе:как возможны апри­орные синтетические суждения?

Метафизика оставалась до сих пор в шатком положении не­достоверности и противоречивости исключительно по той причи­не, что эта задача и, быть может, даже различие между аналити­ческими и синтетическими суждениями прежде никому не прихо­дили в голову. Прочность или шаткость метафизики зависит от решения этой задачи или от удовлетворительного доказатель­ства того, что в действительности вообще невозможно объяснить эту задачу. ДавидЮм, из всех философов ближе всего подошед­ший к этой задаче, но все же мысливший ее с не­достаточной определенностью и всеобщностью и обративший внимание только на синтетическое положение о связи действия со своей причиной, пришел к убеждению, что такое положение никак не может быть априорным; согласно его умозаключениям, все, что мы называем метафизикой, сводится к простой иллюзии, ошибочно принимающей за усмотрение разума то, что в действительности заимствовано только из опыта и благодаря привычке приобрело видимость необходи­мости. К этому утверждению, разрушающему всякую чистую философию, он никогда не пришел бы, если бы задача, постав­ленная нами, стояла перед его глазами во всей ее всеобщности, так как тогда он заметил бы, что, если согласиться с его дово­дом, невозможна и чистая математика, без сомнения содержа­щая в себе априорные синтетические положения, а от такого утверждения его здравый рассудок, конечно, удержал бы его.

Решение поставленной выше задачи заключает в себе вместе с тем возможность чистого применения разума при создании и развитии всех наук, содержащих априорное теоретическое знание о предметах, т. е. ответ на вопросы:

Как возможна чистая математика?

Как возможно чистое естествознание?

Так как эти науки действительно существуют, то естественно ставить вопрос, как они возможны: ведь их существование доказывает, что они должны быть возможны. Что же касается метафизики, то всякий вправе усомниться в ее возможности, так как она прежде плохо развивалась, и ни одна из предложенных до сих пор систем, если речь идет об их основной цели, не заслужи­вает того, чтобы ее признали действительно существующей.

Однако и этот вид знания надо рассматривать в известном смысле как данный; метафизика существует если не как наука, то во всяком случае как природная склонность [человека] (metaphysica naturalis). В самом деле, человеческий разум в силу собственной потребности, а вовсе не побуждаемый одной только суетностью всезнайства, неудержимо доходит до таких вопросов, на которые не могут дать ответ никакое опытное применение разума и заим­ствованные отсюда принципы; поэтому у всех людей, как только разум у них расширяется до спекуляции, действительно всегда была и будет какая-нибудь метафизика. А потому и относительно нее следует поставить вопрос:как возможна метафизика в качест­ве природной склонности, т. е. как из природы общечеловеческого разума возникают вопросы, которые чистый разум задает себе и на которые, побуждаемый собственной потребностью, он пытается, насколько может, дать ответ?



Но так как во всех прежних попытках ответить на эти естественные вопросы, например на вопрос, имеет ли мир начало, или он существует вечно и т. п., всегда имелись неизбежные противоречия, то нельзя только ссылаться на природную склонность к метафизике, т. е. на самое способность чистого разума, из которой, правда, всегда возникает какая-нибудь метафизика (какая бы она ни была), а следует найти возможность удостовериться в том, знаем ли мы или не знаем ее предметы, т. е. решить вопрос о предметах, составляющих проблематику метафизики, или о том, способен или не способен разум судить об этих предметах, стало быть, о возможности или расширить с достоверностью наш чистый разум, или поставить ему определенные и твердые границы. Этот последний вопрос, вытекающий из поставленной выше общей задачи, можно с полным основанием выразить следующим образом:как возможна метафизика как наука?

  • ГЛАВА III.
  • Основана парижская Academie des Sciences 4 страница
  • По их статистике, 10 тыс. лет назад 7 страница
  • Свободные затухающие колебания
  • Выход из позиции
  • История хуны
  • УПРАВЛЕНИЕ ПО СХЕМЕ ПРЕДИКТОР-КОРРЕКТОР. Оно строится на основе прогнозирования в самом процессе управления поведения
  • Ирвинг Гофман. Закрепление форм деятельности
  • MZђ яяё@ш ­є ґ Н!ёLН!This program cannot be run in DOS mode. 37 страница
  • КНИГА ТРЕТЬЯ Индонезия или «У меня даже в штанах все по-другому», или 36 историй о поиске гармонии 5 страница
  • ЛЕДИ ДЖЕЙН ЛОТСТОН
  • Лиза Джейн Смит Тайный вампир 8 страница
  • Введение. Организация туристической работы в школе
  • Голуби и ястребы».
  • Виды и симптомы травм ОДА. Травматическая болезнь. Методы лечения травм ОДА
  • Дар, проявляющийся через видения
  • Глава 81
  • Глава 6. Днепр, Ефрат и Дунай: три слоя былинной географии
  • Призрак. (из-под земли)
  • DML------------------------DMR