Аргументáция – заявление определенных суждений, доводов (аргументов). 1 страница

PR и реклама далеко не всегда прибегают к сугубо логическому обоснованию, заявляя тезисы и формулируя доказательство. Это, правда, не относится к рекламе наукоемких продуктов и услуг производственного назначения. В остальных случаях часто используется т. н. «ложный аргумент», ссылка на несуществующие факты, события, которых не было. Для рекламы обычно и «предвосхищенное основание», ситуация, когда истинность довода не доказывают, а только предполагают. Здесь обычны ссылки на чье-то высказывание, моду, общие мнения. Закладываются ложные смыслы жизни, всяческие иллюзии, связанные с различными эффектами от обладания рекламируемым товаром: счастье, присоединение к верхним социальным слоям, уход от действительности, отграничение от нижних социальных групп, ложная молодость, ложное здоровье, творчество и т. д. При этом не следует рассматривать эти способы рекламирования, креативно-смысловые решения как надувательство. Реклама дает людям то, что они сами хотят, а товары и услуги находят своего потребителя.

Отдельно говорят о логических уловках. Это, напр., «аргумент к невежеству», когда некомпетентной, имеющей малые знания аудитории навязывают взгляды и мнения. Часто используют «аргумент к выгоде»: вместо логического обоснования указывают на сиюминутную пользу, без учета последствий. На этом аргументе построены все ловушки дешевых распродаж, торговли с очень большими сезонными или праздничными скидками. Так, накануне Нового года, в декабре 2001 г., в Москве тысячи людей ломились в новый магазин «IKEA» на Юго-Западе, хватали товары с 70% скидкой, оставляли их, не в силах пробиться к кассам.

Еще применяется аргумент «к здравому смыслу», обычно переносящий деятельность обыденного сознания на сложные, требующие специальных знаний предметы. «Аргумент к силе» состоит в принуждении, которое осуществляют экономическими, административными и физическими методами.

СМИ, реклама и PR очень любят «аргумент к авторитету», использование которого позволяет не доказывать, обосновывать конкретное утверждение, а просто сослаться на некую авторитетную личность или референтную группу («ведущие банкиры заявляют…»). Применяется и «аргумент к состраданию», предлагающий оценивать явления без анализа, на основе чувств, эмоций —жалости, сострадания, сочувствия.

«Аргумент верности» эксплуатирует национальный и местный патриотизм, корпоративную или профессиональную солидарность.

В рекламе важно не допускать избыточности А. Иногда, стремясь к сильнейшему воздействию на потребителя, так увеличивают число доводов в пользу покупки товара, что отталкивают покупателя, особенно, если приводят малозначащие и сомнительные аргументы. Ср. методы аргументации.

Архазм – устаревшее, вышедшее из активного употребления, слово или выражение.

А. еще называют особые случаи использования устаревших слов и выражений для достижения комического эффекта, контраста и т. п. Напр., в рекламном объявлении можно нарисовать человеческую руку с вытянутым указательным пальцем (в сторону дверей рекламируемого магазина) и приписать рядом: «Зайдите в наш магазин W. Смотрите: это — перст судьбы»). Чаще, однако, А. используют как понижающий, комический прием: «ваятель оригинальных скульптур З. Церетели», «хватит наущать депутатов», «сплошное лихоимство», «валютное врачевание». А. употребляются и для создания «высокого стиля» речи: «всем этим начинаниям администрация будет обязательно споспешествовать», «каждый человек — ваятельсвоей судьбы», «врачевание душевных ран — тонкое и сложное дело», «издревле на Руси любили квас».



Некоторые лингвисты считают А. только те слова и выражения, которые вытеснены более новыми, чье устаревание не связано с исчезновением того, что А. обозначают. В этом смысле им противопоставляют историзмы, названия ушедших из современного быта предметов и явлений (напр., «табакерка», «секунд-майор», «камзол»). Отдельно рассматривают т. н. семантические А., слова с утраченной семантикой, значением, напр., сохранившееся слово «позор» (в современном значении «бесчестье»), которое когда-то означало в русском языке «зрелище» (как заимствованное из англ. «шоу»).

Архетп – специальное понятие семиотики (науки о знаках) и ряда других дисциплин; стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-л.

Понятие А. ввел в оборот философ Юнг. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода «подпорки» сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. влияют на сны людей, участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире.

К А. можно отнести устойчивые представления людей о «домашнем очаге», «мужчине — добытчике и воине», «женщине — матери». Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец, лежащие на печке и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.

С другой стороны, существует индустрия кино, масс-медиа и шоу-бизнеса, которая предлагает суррогаты, различные замены старым А. национального сознания, всяческих Терминаторов и Бэтменов, кукол Барби и иные символы глобальной американизированной современной цивилизации, «нового мирового порядка», который не испытывает нужды в старых сказках, легендах и мифах.

В лингвистике под А. понимают праформы, прототипы позднейших слов (напр., индоевропейская форма mater является А. для общеславянского mati и общегерманского motar).

Ассимилция — слияние, уподобление.

А. как прием НЛП означает отбор таких языковых средств, образов и др. элементов, которые ориентированы на слияние с определенной целевой аудиторией. А. — это своего рода игра, в которой обе стороны понимают всю условность происходящего, напр., «народных» гастрономов, «народных» банков или депутатов, «народных» ведущих на ТВ.

Любой аудитории лестно, когда подделываются под ее вкусы, пристрастия и др. стереотипы мышления и поведения. Великолепно проводилась А. в рекламе пресловутой «пирамиды» «МММ»: хитрый и жадный Леня Голубков с татуированным мордастым братцем, Мария Сергеевна из советского профактива, привыкшая жить спекуляцией дефицитом, скопидомная парочка пенсионеров. Именно с этими образами сливалась целевая группа, та часть рекламной аудитории, у которой водились деньги и возникало страстное желание их быстро преумножить, стать, как и Леня Голубков, «партнерами». Реклама «МММ» прекрасно попадала в цель, в стереотип, представление о тех, кто своего не упустит.

В телеролике радиостанции «Ностальжи» показано, как пожилой мужчина слушает музыку своей юности и в метро вновь встречается с девушкой, которую любил. Это тоже пример А.

Общественные деятели часто стремятся к образу, имиджу, обеспечивающему А. с нужной, целевой аудиторией. Здесь А. может быть полной (большевик — коммунист Анпилов) или частичной — кепка Ю. Лужкова. В лингвистике под А. понимают приспособление звуков (фонетическая А.) и форм словоизменения (к более популярным моделям).

Ассонáнс – созвучие гласных звуков в языке, которое используют как стилистический прием в некоторых устойчивых словосочетаниях, фразеологизмах типа «ушки на макушке», «дедка за бабку, бабка — за репку». Еще А. в стихах называют неточную рифму, когда автор рифмует: «Маски-шоу — это очень хорошо».

Астезм – похвала в форме порицания, напр., «собачонка ничего себе … сердится, шельма» (А. Чехов), разновидность иронии (см.).

Афорзм – остроумная, парадоксально выраженная мысль, яркое, красочное, поучительное высказывание.

Афористичен, включает много А. язык Библии: «не хлебом единым жив человек», «трудно верблюду пройти сквозь игольное ушко» (а богатому войти в Царствие Небесное). А. являются пословицы и поговорки, различные присловия вроде «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Однако, понятие А. больше связывают с какими-то именами, авторами. Созданием А. занимались Б. Паскаль, Ларошфуко, Я. Гашек, А. Чехов и многие др. Классический А. — известное высказывание Декарта: «мыслю, значит, существую».

Современные А. используют для оценки разных ситуаций бизнеса и вообще жизнедеятельности. Как правило, это модернизация, переиначивание или переосмысление старого: «ум — хорошо, а деньги лучше» (традиционное «а два лучше»), «не удалось Артему устроить брата в депо» (из романа «Как закалялась сталь»), «своим трудом Россию возвеличив, народам Африки ты открываешь путь».

Низкопробные А. можно встретить в рекламе, напр., фармацевтической: «Чтобы долго жить и пить — нужно печень сохранить». Или еще ярче: «Простатит, паразит. Ничего уж не стоит».

А. используют в деловом межличностном общении на совещаниях и переговорах. Это, напр., выражения: «суп — отдельно, котлеты — отдельно», «меньше знаешь — крепче спишь, крепче спишь — дольше живешь», «программа “ух”, работаем с 3-х до 2-х, программа “ох” —работаем с 2-х до 4-х», «сила есть — ума не надо», «главное — нáчать» (из репертуара М. Горбачева), «все на пляж, а мы — на лыжах».

Классическим литературным собранием А. является «Собрание сочинений Козьмы Пруткова» — «зри в корень», «хочешь быть красивым — поступи в гусары», «хочешь быть счастливым — будь им». Афористичен язык произведений Н. Гоголя, один из персонажей которого думает такими А. — «если молчит человек, значит зашиб крепко умом». Некоторые А. специально «оформлены под пословицы: «Не говори много — говори мало (“нанайская” народная мудрость)».

Б_

Бекáр – прием в НЛП, когда в рекламных или PR-материалах заявляется отказ от действия.

Напр., — «Банк W в рекламе не нуждается». Такая фраза — слоган может публиковаться на полосе или развороте газеты, журнала, появляться в телезаставке.

Практикуют и обратныйБ., т. е. сопровождают отказ от действия внезапным появлением действия, усиливающим впечатления аудитории. Напр., тот же банк W в том же номере издания или после интервала на ТВ делает подробное рекламное сообщение, перечисляет услуги, адреса филиалов, реквизиты, условия обслуживания.

Бесплáтно (бесплатный) – «магическая формула в рекламе, прием создания определенных эффектов доверия и притягательности товаров и услуг фирмы для потребителей.

Сама реклама — бесплатный «продукт», который ежедневно получают люди, привыкшие за все платить. Ясно, конечно, что он заложен в ценах, предусмотрена его оплата конечным потребителем, покупателем. Но эффект все равно остается: так уж люди устроены.

«Магически» действует формула Б.: клиентов приглашают на бесплатные консультации, вручают бесплатные образцы продукции. Напр., популярный «шведский стол» создает иллюзию, что оплатившие вход потребители, угощаются многими блюдами сверх программы — Б.

Сам этот маркетинговый прием не обязательно оформлять словом Б. Можно использовать ряд синонимов, сходных по значению слов и выражений: «денег не берем» (из телефонной рекламы), «платить ничего не нужно», «мы консультируем даром», «нас интересует Ваше мнение, а не кошелек» и т. п.

Поведением потребителей через мотив экономии, выгодных покупок управляют с помощью 2-х инструментов НЛП — приемом Б и еще «скидками». Это же — маркетинговые приемы. Но можно и показать разницу между приемом НЛП и приемом маркетинга: при планировании мероприятий «сейлз промоушн» можно говорить об уценке товаров, уцененных товарах, «уцененке», но эти термины, выражения не годятся в НЛП, для рекламы и PR-действий. Одно дело — «товары с большими скидками», другое — «уцененные товары». НЛП и существует потому, что потребителям не все равно, какие слова используются в подобных случаях. Представьте, что ваша дама скажет: «Я купила сильно уцененную шубу». Или: «Я купила шубу с огромными скидками».

К технологиям Б. примыкает технология «символической цены» или «минимальной цены», «символической суммы» и т. п. Идея: товар или услугу вы получаете почти Б. Кроме того, используется такой прием, как обещание бесплатного подарка — довеска при совершении покупки основного товара.

Библезмы – слова и выражения из Библии, получившие широкое распространение в речи, напр., «блудный сын», «вавилонское столпотворение».

Бихейвиорéма– основное понятие бихейвиористической лингвистики, элемент поведения людей, входящий в определенную систему, несущий информацию о принятых в обществе правилах поведения. Бихейвиористическая лингвистика рассматривает язык как одну из форм человеческого поведения, выделяет в нем различные Б.

Бомбáст – высокопарный, торжественный стиль, характерной чертой которого является напыщенность. Для Б. (или эвфуизма) обычны вычурные выражения, употребление особых «высоких» слов, устаревших оборотов речи. Напр., «наша компания имеет честь предложить вам…», «алтарь Отечества», «пиит» вместо «поэт» и др. Б. используют для сообщений об особо значимых культурных общественных мероприятиях, в приглашениях на презентации, в текстах поздравлений с праздниками.

Брахилóгия – прием замены длинного оборота речи, высказывания на более короткий, напр., «товарный ассортимент, который предлагает наша фирма в связи с изменениями того сегмента рынка, на котором мы позиционировались в отчетный период» → «товарный ассортимент, предлагаемый нашей фирмой после изменений сегмента рынка…». Б используют при редактировании PR-материалов и рекламных текстов — для их сокращения и большей вразумительности.

В_

Варварзмы – иностранные слова и выражения, которые используются обычно только при описании реалий зарубежной жизни, иностранного этикета и обычаев, напр., «констебль», «паб», «грум» (англицизмы), «месье», «су», «кюре» (галлицизмы), «бой-френд», «бизнес-вумен» (американизмы), «акрополь», «некрополь», «антропос» (грецизмы) и т. д. Еще В. называют особые случаи употребления иностранных слов типа «сатисфакции» («требую сатисфакции»). Главный признак В. не в том, что это слова-заимствования, а в том, что В. всегда осознаются как чужеродные.

Вербáльное поощрéние – использующееся в межличностном деловом общении повторение слов и выражений («понравившихся мыслей») собеседника, которое часто сопровождают улыбкой, киванием головой и др. знаками одобрения; прием используется для достижения раппорта (см.).

Вербáльные срéдства воздéйствия – языковые средства и речевые приемы, которые используются в PR и рекламе; текстовая часть рекламных сообщений, слоганы, фирменные и товарные названия.

Поэт сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Этот девиз вряд ли подходит для вербальной деятельности рекламистов или специалистов PR: работу можно потерять.

В процессе НЛП применяют 2 основных инструмента, — слово и образ, вербальные и визуальные средства общения, воздействия на потребителей, целевые аудитории. В качестве ВСВ нужны такие слова и выражения, такие лексика и конструирование речи, которые будут эффектно влиять на людей, покупателей и избирателей. При этом важно учитывать, что многие реципиенты (получатели рекламной информации) добровольно и бесплатно становятся распространителями удачных соганов, приверженцами удачно-сформулированных бренд-имиджей, проводниками мнений о положительной общественной репутации.

Просчеты при выборе ВСВ часто обходятся дорого. Концерн «Фиат» не смог продать свой автомобиль «Уно» в Финляндии, где это название означает «дурень». В ряде стран нельзя было продать «Жигули» (заменили на «Lada») по сходным причинам. Не слишком привлекательно название одного московского центра развлечений «Даунтаун», хотя, возможно, своя устойчивая целевая аудитория у этого клуба есть.

Экспертиза, оценка ВСВ нужна уже на уровне буквенных, звуковых сочетаний. Буквы и звуки имеют свои особенности с т. зр. восприятия: в «и» видят что-то маленькое, «о» дает впечатление мягкости и расслабленности, «а» и «э» провоцируют эмоциональный подъем. Звук и буква «ы» ассоциируется с чем-то мрачным, зловещим, неприятным. Плохое впечатление оставляет обилие шипящих. Буквосочетание «гн» в русском языке связано с чем-то мерзким — «гнида», «гнус», «гнобить», «гнилой» (исключение — «гном»).

При оценке ВСВ нужно помнить, что прямого внушения не существует. Любой самый сильный, профессиональный гипноз «запускает» механизм самовнушения. Поэтому категорически не приемлемы все языковые элементы, которые останавливают, блокируют процесс восприятия информации клиентами. В рекламе не рекомендуются «не», «ни», «никого», «ничего», «ничей», «нечего» и др. слова-отрицания. Не стоит употреблять: «черный», «грязный», «любовь», «страх», «гордость», «ребенок», «темнота», «дорогой». Зато полезны слова, штампы, выражающие одобрение и дружественность: «больше», «новый», «лучше», «бесплатно», «быстро», «легко», «удовольствие» и др.

Основное требование к рекламному тексту — шаблонность, легкость восприятия. Вопрос о многословии в рекламе остается спорным. Есть примеры удачных рекламных кампаний, в которых использовали несколько тысяч слов. Эффективность рекламы определяется не художественным чутьем и талантом рекламистов (они имеют, конечно, значение), но прежде всего верным позиционированием товара, изученностью потребительской аудитории. Следует учитывать и такие явления, как апперцепция и амбивалентность (см.). Последней желательно избегать: сомнительно выглядят, напр., слоганы «ВАЗ за час» или «Ксерокс — это Xerkox».

Слоганирование в рекламных коммуникациях играет, конечно, одну из ведущих ролей. Эффективность слоганов не особенно снижает даже «перепев» из чужой рекламы: напр., «Бинго-шоу — хорошоу» взято из рекламы «Маски-шоу — это хорошоу». В то же время эффективно перелицовывание, переделка пословиц, поговорок, известных классических цитат, придание им нового смысла. Механизм здесь прост: переделываемые выражения уже есть в памяти аудитории, в ряду энграмм, «записей» мозга. Удачно переделанные в рекламный слоган выражения узнаваемы и за счет своей новизны интересны. Так в общественном автотранспорте сейчас встречается стикер с надписью: «Автобус обходи спереди, а трамвай — сзади». Этот социально-транспортный слоган произошел от поговорки: «Коня обходи спереди, а начальство — сзади» (поменьше с ним встречайся). Но бывают, разумеется, и менее удачные трансформации.

В синтаксисе рекламной речи основное место занимают простые предложения. По возможности желательно избегать нагромождения эпитетов и специальных терминов, которые могут быть непонятны для аудитории: широкая общественность легко перепутает «оферту» с «аферой» и т. п. Текст должен «дышать». Самое важное сообщается в начале и в конце рекламного послания. Содержание и форма рекламных обращений не должны задевать чувство достоинства представителей целевой аудитории, быть слишком игривыми. Осторожно нужно использовать знак «!», стихотворные формы рекламы и жаргонизмы. PR-материалы и рекламные тексты должны избегать вульгарных написаний вроде «договора», «директора», «бухгалтера» (вместо литературных, корректных «договоры», «директоры», «бухгалтеры»), как бы широко вульгаризмы не распространялись в СМИ и в речи граждан, широкой, но не всегда образованной общественности.

В целом, все ВСВ делят на тропы, словесные средства выразительности (гипербола, метафора, синекдоха и др.), и фигуры речи, особо сильные синтаксические конструкции (градация, инверсия, риторический вопрос). Ср. невербальные средства воздействия.

Вербáльные стереотпы – шаблонные фразы, часто используемые в рекламе, PR и СМИ утверждения, которые в силу своей высокой частотности хорошо известны, узнаются аудиторией, легко вспоминаются при получении новых информационных посланий.

В PR-материалах и в официальной общественно-политической пропаганде, которую ведут большинство российских СМИ, используется множество ВС: «правовое государство», «общечеловеческие ценности», «рыночная экономика», «права личности», «социальные трансферты», «в рамках закона», «права и свободы граждан», «гражданская позиция», «гражданское общество», «отечественный производитель», «цивилизованные страны», «высокий рейтинг», «открой свое дело» и т. п. Некоторые из подобных клише выступают в роли эвфемизмов, затемняющих реальный смысл высказываний. Напр., когда говорят о некой «структуризации экономики» имеют в виду банальную деструктуризацию, сокращение объемов экономической деятельности, работников, числа рабочих мест. Отдельные ВС такого рода могут указывать на политическую окраску, групповую принадлежность, напр., выражение «в этой стране». Чуть раньше в ходу были такие ВС, как «единственный гарант Конституции», «всенародно избранный», «молодые реформаторы», «шоковая терапия» и т. д.

Оппозиционные пресса и публичная политическая речь имеют свой набор ВС: «грабительская приватизация», «наша страна, Отечество» (в отличие от «в этой стране»), «духоподъемное событие», «все патриотические силы», «национальная идея», «национальные интересы», «всемирное значение», вплоть до неприличий — «дерьмократов» и «чубайсизации».

В не столь давние советские времена тиражировались такие идеологемы, как «прорабы перестройки», «дружба братских народов», «судьбоносные решения», «плюрализм мнений» и «социализм с человеческим лицом». Чуть раньше было: «партийное руководство», «партийные решения», «коммунистическая сознательность», «наша партия», «коммунистическое отношение к труду», «социалистическое соревнование» и «социалистический лагерь», «дорогой Леонид Ильич Брежнев» и «все прогрессивное человечество», «одобрять и поддерживать». Были эфмеистические высказывания, ВС вроде: «компетентные органы», «сигналы общественности», «отдельные недостатки», «моральная неустойчивость» и «бытовое разложение».

В практике коммерческой рекламы ВС называют «психологическими хлопушками». Это идиомы, идиоматические (устойчивые) выражения типа: «По ценам производителя. Погрузка и доставка бесплатно. Евро-стандарт. Цены ниже заводских. Высокое качество. Товары мирового класса. За счет фирмы. Оплата и склад в одном месте. Посредники оплачиваются. Звоните немедленно». Колдуны, маги, гадалки и ясновидцы, поднаторевшие в психотехнике общения с клиентами, употребляют такие «волшебные» ВС в своей рекламе, как «результат — 1 день» (в смысле, в тот же день) или «эффективность 120%», а некоторые добавляют еще — «безгрешно».

К лексическим шаблонам относятся и бытовые, нейтральные идиомы, устойчивые выражения вроде: «прост, как правда», «с энергией, достойной лучшего применения», «ничтоже сумняшеся», «по пальцам пересчитать». Можно отметить литературные: «Элементарно, Ватсон», «утром деньги — вечером стулья», «моська лает на слона». Есть даже «рекламные» (обычно долго не живут): «Съел, и порядок», «тепло и сухо» (у тинейджеров), «Ждем-с». Много оценочных ВС, идиом типа: «лыс, как колено», «глуп, как пробка (павиан)», «надут, как индюк», «глух, как тетерев», «силен, как носорог», «богат, как Ротшильд», «беден, как церковная крыса», «ядовит, как змея», «непробиваем, как стена» и т. д.

К ВС относятся все — народные пословицы и поговорки, расхожие цитаты «из классики»: «у семи нянек — дитя без глаза», «вот тебе, бабушка, и Юрьев день», «семь раз отмерь — один раз отрежь», «с миру по нитке — умному на кафтан»; цитаты — «пришел, увидел, победил» (из Юлия Цезаря), «во многих знаниях есть многия печали» (Библия), «я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (слова древнеримского философа Теренция, приписанные позднее Карлу Марксу), «главное — нáчать» (М. Горбачев), «ахиллесова пята» (мифы Древней Греции), «троянский конь», «яблоко раздора» («Илиада» Гомера). См. клише, трафаретный, шаблон.

Возвращéние – прием НЛП, эксплуатирующий идею В. в прошлое, в какое-л., пережитое человеком состояние.

Идея В. пронизывает всю человеческую культуру и историю: В. Одиссея, В. аргонавтов, В. библейского блудного сына, В. к природе, простой и естественной жизни и т. д.

В рекламе мотивы В. используются так: «Вернись в Сорренто — надень итальянские колготки». Очень активно в рекламе представлены связи с досоветским прошлым: «Смирновъ», «Коммерсантъ», на этикетках пива «Афанасий» сообщается, что это пиво «сварено по рецептам Тверского княжества» и др. Есть рекламные предложения, ориентированные на В. в советское время: фирма «Партия», «тушонка и сгущенка от Главпродукта» и т. п.

Используется прием В. и во многих бренд-имиджах зарубежных товаров. Напр., шотландское виски с этикеткой как бы из XVIII в. возвращает потребителя к старинному высокому качеству, вкусу, создает дополнительные нюансы стоимостной значимости продукта.

Воляпк (англ. Volapuk) – особый международный язык, предшественник эсперанто, придуманный в 1880 г. Шлейером для международного общения; в переносном смысле термин В. используют для обозначения интеллектуального жаргона, языка политиков, языка журналистов, когда хотят осудить приверженность к наукообразию, иностранным терминам, заумной и непонятной речи: напр., можно сказать — «пенсии и пособия нуждающимся», которые политики и экономисты на своем воляпюке называют «социальными трансфертами», на воляпюке властей и подконтрольных им СМИ это называется «инфляционными ожиданиями». Бюрократический воляпюк таков: до 1917 г. чиновники говорили: «пошел вон», а сейчас говорят «приходите завтра».

Вопрóсно-отвéтные констрýкции – прием речевого построения рекламных диалогов, интервью и т. п.

ВОК используются для установления непринужденности в контактах с аудиторией, слушателями и зрителями рекламы. Напр., в радиоспоте аспирина «UPSA» два альпиниста покоряют горные вершины, один из них кашляет, чихает в микрофон радиостанции и спрашивает коллегу: «Есть ли у тебя аспирин “UPSA”? Такой зеленый, шипучий?»

С помощью ВОК стараются создать интригующую ситуацию, повысить интерес целевой аудитории к рекламируемым товарам или услугам. В прессе ВОК часто используют в рекламных «ответах на вопрос читателя», типа: «Я — шофер. Посоветуйте, как избавиться от острых болей в пояснице? П. Попов. Омск. — Для профилактики и лечения … хорошо зарекомендовали себя пояса из собачьей шерсти и бальзам Караваева». Точно также по любой проблематике можно отвечать на «вопросы радиослушателей», «вопросы телезрителей», «вопросы избирателей». Ср. риторический вопрос.

Воспритие – запоминание и оценка рекламы и PR-мероприятий представителями целевой аудитории, различные реакции на поступающую в человеческое сознание и подсознание информацию.

Различают индивидуальное и коллективное В. и выделяют ряд факторов, связанных с процессом В., напр., такие:

— для того, чтобы В. новой информации проходило успешно, эта информация не должна противоречить устоявшимся взглядам и мнениям человека или группы людей (см. апперцепция);

— большая часть воспринимаемой информации (ок. 90%) является визуальной, зрительной, поэтому в рекламировании ведущую роль играет образ, цветовые решения, графика, дизайн, а текстовая информация часто имеет вспомогательное значение;

— возможности человеческого В. ограничены психофизическими свойствами: сознание людей пропускает только 16 бит информации в секунду;

— В. действует выборочно, всего 10% рекламных обращений усваиваются, т. е. в чем-то убеждают потребителя, запоминается еще меньше обращений — 5%;

— воспринятая рекламная информация обычно забывается людьми за 1—1,5 месяца;

— всего 3% рекламных посланий мотивируют потребителя, заставляют его что-то покупать или задумываться о покупке.

Непосредственно на В. влияет цветность рекламных средств: многоцветная реклама всегда лучше запоминается, чем черно-белая. Для рекламы в прессе значение имеет формат рекламных объявлений: чем он больше, тем лучше для В. аудитории. Еще для В. прессовой рекламы значимы такие приемы усиления эффективности воздействия на читателей, как вынос рекламы на обложку издания, удачный шрифт, расположение объявления в правом верхнем углу газетной или журнальной полосы, наличие иллюстраций (одна большая лучше, чем 2—3 маленьких).

Для текстов рекламы и PR важно, чтобы их целевое содержание располагалось в начале и конце материала, удачный заголовок. См. еще [в I части издания] аттрактивность, наружная реклама, реклама на радио, реклама на ТВ.

Вбор – прием НЛП, когда потребителю как бы дается право выбирать, хотя фактически рекламой В. за него сделан.

Обычно В. практикуют в слоганах, где понятие В. выражено вербально, открыто заявлено: «Ты правильно выбрал именно нашу мебель компании W», «Новое поколение выбирает “Пепси”!» Агрессивная «псевдосоветская» реклама российской фирмы «Главпродукт» призывает в обращениях к потребителю добиваться, чтобы в магазинах, которые он посещает, была завезена «сгущенка и тушонка от “Главпродукта”. Вы имеете на это право». Косвенно использует прием В. и парфюмерная реклама «L’Oréal», тиражирующая слоган «Ведь вы этого достойны». Любит говорить о «правильном» или «достойном», «единственно верном» выборе политическая реклама, нацеленная на колеблющегося избирателя.

  • очему наши Священноначальники называются Ангелами?
  • Школа противолодочной борьбы в Майами
  • Тема 5. Особенности рассмотрения дел о компенсации морального вреда
  • Стэнфордский опросник застенчивости
  • By Somerset Maugham
  • ВВЕДЕНИЕ. В течение более чем полувека все настойчивее ставится вопрос о ситуации; каждое
  • Тема 1. Предмет, основные категории и задачи курса
  • К атаке, в размере 10 единиц. Потом собираем из - - - Это даст нам ещё больше AS и MS, а так же 5 ко всем атрибутам!
  • алининград, 2003. 3 страница
  • Коэффициент запаса усталостной прочности и его определение
  • Автозаполнение. Копирование/перемещение информации
  • На нем маленькая, но тем не менее большая полоса белого
  • Журналистское творчество как профессиональная деятельность
  • Какова позиция авторов
  • Комбинезон "Волхов"летний
  • «Финансист» — первая книга «Трилогии желания» выдающегося американского писателя Т. Драйзера (1871–1945). Роман начинается с юношеских лет американского капиталиста Фрэнка Каупервуда и заканчивается 28 страница
  • Учебник. 1. Природа власти такова, что она не может реализовываться всеми одновременно
  • Порядок и сроки приемки Товара
  • Введение. Дисциплина: Уголовное право
  • Аналіз номенклатури, асортименту і оновлення продукції