Улично-дорожная сеть города

Улично-дорожная сеть (УДС) — совокупность объектов, предназначенных для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечивающих прокладку инженерных коммуникаций. УДС является основой планировочной структуры города.

УДС включает следующие виды линейных объектов:

1) городские автомобильные дороги — дороги, обеспечивающие преимущественно скоростные транспортные связи на территории города;

2) магистральные улицы городского значения — основные каналы транспортных связей в пределах границ города. Обеспечивают выходы на автомобильные дороги федерального и регионального значения за пределами города:

— магистральные улицы 1-го класса, предназначенные для движения транспорта преимущественно в непрерывном режиме;

— магистральные улицы 2-го класса, предназначенные для движения транспорта преимущественно в режиме светофорного регулирования;

3) магистральные улицы межрайонного значения — каналы транспортных связей между районами, имеющими общие границы, и в пределах районов;

4) магистральные улицы районного значения — транспортные коммуникации, обеспечивающие транспортные и пешеходные связи в пределах районов, между территориями функциональнопланировочных образований;

5) улицы местного значения — коммуникации, предназначенные для обеспечения транспортных и пешеходных связей в пределах территорий жилого, общественного и производственного назначения;

6) пешеходные пространства — территории УДС, предназначенные для движения преимущественно пешеходов (пешеходные зоны, улицы, площади, пешеходные мосты, пешеходные переходы вне проезжей части улиц и др.);

7) полосы отвода улиц и дорог — территории, предназначенные in я размещения конструктивных элементов улично-дорожной сети, а также объектов, обеспечивающих функционирование улично- порожной сети.

Помимо территорий УДС для оптимизации функционирования транспортного комплекса города выделяются территории общего пользования, предназначенные для движения транспорта и пешеходов на территории микрорайонов:

1) проезды, разворотные площадки — коммуникации, предназначенные для движения транспорта и пешеходов на территориях жилого, общественного, производственного и рекреационного назначения, а также между этими территориями;

2) гостевые стоянки — площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых территорий;

3) велосипедные дорожки — транспортные коммуникации, обеспечивающие передвижение велосипедного транспорта обособленно от иных видов передвижений на территориях функционально- планировочных образований;

4) пешеходные дорожки — пешеходные коммуникации на территориях функционально-планировочных образований, проходящие изолированно от движения транспорта.

Обязательным элементом транспортной системы города также являются объекты для хранения, парковки и автосервиса легкового автотранспорта, включающие:

1) объекты для хранения легкового автотранспорта, предназначенные для размещения легковых автомобилей жителей города по месту проживания, в том числе в ночное время;



2) объекты для парковки легкового автотранспорта, предназначенные для временного размещения легковых автомобилей населения при поездках с различными целями, включая:

—приобъектные стоянки, предназначенные для обслуживания посетителей и работающих на отдельных объектов капитального строительства;

—кооперированные стоянки, предназначенные для обслуживания групп объектов, расположенных в пределах пешеходной доступности от стоянки;

—перехватывающие стоянки, предназначенные для парковки автомобилей участников дорожного движения, использующих свой автомобиль для прибытия к месту пересадки на скоростной внеуличный или наземный экспрессный транспорт;

гостевые стоянки, предназначенные для обслуживания жилой зоны (размещения легковых автомобилей посетителей объектов жилых домов);

многофункциональные комплексы, станции и посты технического обслуживания автотранспорта и мототехники;

многотопливные комплексы, автозаправочные и газонаполнительные станции для заправки легковых автомобилей;

моечные пункты легковых автомобилей;

пункты техосмотра автомобилей.

Объекты внешнего транспорта включают:

железнодорожные вокзалы, пассажирские станции и платформы, ремонтно-экипировочные депо, технические станции, иные объекты технической инфраструктуры железнодорожного транспорта;

автовокзалы, автостанции, мини-автостанции;

аэропорты;

речные вокзалы,

грузовые и пассажирские порты и пристани.

Объекты грузового автотранспорта включают:

автотранспортные предприятия (АТП);

транспортно-логистические центры (грузовые станции, терминалы и контейнерные площадки);

станции технического обслуживания, мотели.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении дорожной деятельности и эксплуатации автомобильных дорог, в Российской Федерации является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон разграничивает ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению автомобильными дорогами в зависимости от классификации автомобильных дорог. В соответствии со ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения, а также частные автомобильные дороги.

Критерии отнесения дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального и местного значения, а также перечень автомобильных дорог регионального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, в г. Москве подобные перечень и критерии утверждаются Правительством г. Москвы.

В соответствии с Перечнем улиц и магистралей г. Москвы (утвержден Постановлением Правительства г. Москвы от 26.03.2002 № 214-ПП) ГУП Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» представляет в Департамент экономической политики и развития | Москвы информацию об изменении категорий улиц и магистралей города для внесения изменений в Перечень улиц и магистралей г. Москвы.

При этом автомобильные дороги, входящие в утвержденный Правительством г. Москвы перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также автомобильные дороги необщего пользования регионального значения (дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд), находятся в собственности субъекта Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона утвержден перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. К ним относятся:

контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

разработка основных направлений инвестиционной политики ii области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и о прекращении такого использования;

определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения;

осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения;

утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели;

осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ст. 43 Закона № 257-ФЗ предусмотрена возможность закрепить полномочия органов местного самоуправления по использованию автомобильных дорог и дорожной деятельности за субъектом Российской Федерации.

В соответствии с Уставом г. Москвы, а также Законом г. Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» функции по управлению транспортной инфраструктурой на органы местного самоуправления не возлагаются.

Таким образом, на территории г. Москвы большая часть автомобильных дорог относится к дорогам регионального и межмуниципального значения и находится в собственности города. Ответственность за использование данных автомобильных дорог лежит на органах исполнительной власти г. Москвы в лице соответствующих подразделений. В целях повышения эффективности эксплуатации московских автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» автомобильные дороги, как правило, закрепляются на праве хозяйственного ведения за городскими организациями.

Типология планировочной структуры городов

Структура УДС и эффективность организации дорожного движения и городе во многом предопределяются его планировочной структурой, причем особенности архитектурно-планировочной структуры города есть результат его исторического развития. На этапе первичного формирования города его планировочная структура может быть отнесена к одной из двух категорий: регулярная либо спонтанная планировка.

Регулярная планировка присуща городам, строившимся по разработанному генеральному плану. Чаще всего встречается прямоугольно-решетчатый план, называемый гипподамовой планировкой. Это юрода: Париж, Флоренция, Болонья, Вашингтон, Сантьяго, Санкт- 11етербург, Пекин.

Спонтанная планировка формируется без предварительного плана. Па структуру города оказывают влияние внешние и внутренние факторы, такие как рельеф, расположение дорог и рек, стратегические и экономические причины, национальные традиции. Внешне такой план выглядит более свободным и живописным, чем регулярный, но практически он жестко обусловлен взаимным влиянием перечисленных факторов. Примерами могут служить города: Лондон, Москва, 1’им, Вена, Барселона.

Теоретически определяющую геометрию города можно отнести к одной из трех схем (рис. 3.1).

На практике города формируются в соответствии с неповторимым сочетанием факторов и проходят индивидуальный путь развития. И результате каждый город имеет уникальную планировочную структуру, сочетающую элементы различных планировочных концепций (табл. 3.2).

Начало XX в. стало периодом активного территориального роста юродов во всем мире. Автомобильный транспорт стал играть определяющую роль в жизнедеятельности каждого города. В первичных градостроительных системах проявились определенные достоинства и недостатки с точки зрения удобства транспортного обслуживания территории.

В первой половине XX в., вплоть до начала 70-х гг., проводилось огромное количество исследовательских и проектных работ с целью выявить потенциал различных градостроительных систем и определить возможные стратегии эффективного транспортного обслужива-

ния. Радиальная планировочная система была признана самой неэффективной. Теоретически радиус города не должен превышать 3—5 км, а оптимальная численность населения — 100 тыс. человек.

Простая линейная градостроительная система не должна превышать протяженности 15 км. Но линейный план имеет массу возможностей для трансформации. Было предложено множество вариантов градостроительных структур:

ветвистые;

вторично-линейные;

линейно-кольцевые;

линейно-петлевые различных схем.

Таблица 3.2
Оценка планировочной структуры городов с позиции удобства транспортного обслуживания

Структура Оценка
Центричная « + » удобный доступ к центру города
«—» центр оказывается перегружен; на периферии радиальные направления расходятся слишком далеко друг от друга, что вызывает необходимость создания новых и новых кольцевых связей
Линейная «+» обеспечивает удобную связь всех частей города
«—» основная продольная ось оказывается перегруженной; рост города в продольном направлении ограничен разумной продолжительностью поездки; рост города в поперечном направлении ограничен емкостью основной продольной связи
Прямоугольная решетчатая «+» обеспечивает относительную равномерность загрузки; обеспечивает высокую пропускную способность за счет многократного дублирования направлений
«—» территориальный рост ограничен разумной продолжительностью поездки; более интенсивное освоение существующей городской территории ограничено жесткой структурой решетки и пропускной способностью улично-дорожной сети.

Расчетное население каждой тупиковой вторичной полосы такого плана может достигать 400—600 тыс. человек. На практике вторичные и третичные линии этих структур не только опираются на основную линию, кольцо или петлю, а получают дополнительные связи между собой. Система преобразуется в решетчатую. Подавляющее число современных крупных городов, независимо от истоков их планировочной организации и изначальной геометрии городского плана, имеет решетчатую или сетчатую (непрямоугольная решетка) структуру.

Эффективность транспортного обслуживания территории в городах с сетчатой структурой обусловлена в первую очередь не геометрической формой улично-дорожной сети, а комплексом следующих параметров:

структурой регионального транспорта;

ролью города в региональной системе центров;

взаимным расположением жилых территорий, мест приложения труда и «центров притяжения»;

характером маятниковых миграций населения;

плотностью и пропускной способностью улично-дорожной сети;

взаимосвязью улично-дорожной сети с размером и плотностью застройки кварталов.

Планирование развития УДС

Решение транспортных проблем города предполагает четкое планирование расходов на дорожное хозяйство, которое должно быть увязано с общей стратегией развития городской и российской экономики. Программа развития сферы дорожного хозяйства требует разработки стратегических ориентиров финансирования дорожного строительства в ближайшие годы, на краткосрочную и среднесрочную перспективу, включая основные направления развития дорожной сети в долгосрочном периоде как одной из важных составляющих стратегии экономического развития страны.

Финансирование расходов на дорожное хозяйство должно осуществляться в соответствии с планом, перспективный горизонт которого совпадает со сроком реализации соответствующих инвестиционных проектов. Это позволяет увязывать долгосрочные и среднесрочные инвестиционные планы с бюджетным процессом, который в настоящее время имеет цикл один-три года.

В системе среднесрочного бюджетного планирования необходимо учитывать выходящие за рамки одного года капитальные расходы по уже начатым дорожным инвестициям, а также будущие ежегодные операционные расходы по законченным инвестиционным проектам. С этой целью все программы, которые включают в себя расходы на строительство дорог, должны также предусматривать оценку бюджетных расходов как на весь период осуществления инвестиций (строительство и реконструкция), так и на период после окончания реализации проекта (ремонт и содержание автомобильных дорог).

Кроме того, в расчет должны включаться не только прямые расходы, но и условные обязательства государства (государственные гарантии, вероятные субсидии и т.д.). Учет будущих расходов, возникающих в связи с осуществлением инвестиционных проектов, позволит повысить прозрачность бюджетного планирования, а также сократить вероятность их недостаточного финансирования. При этом важнейшее значение приобретают обоснованность и прозрачность процедур оценки будущих бюджетных расходов на стадии включения проектов в программы и бюджеты соответствующих уровней.

Для осуществления транспортных связей необходимо своевременно проводить комплекс работ по содержанию и ремонту существующих автомобильных дорог общего пользования. Это определяет минимальную потребность в расходах на дорожное хозяйство в объеме, необходимом для восстановления дорожных покрытий.

Расходы на текущий и капитальный ремонт УДС в бюджете г. Москвы с 2006 по 2011 г. представлены в табл. 3.3. Можно предположить, что с 2009 г. будет активно осуществляться реконструкция дорог за счет того, что наибольшее внимание уделяется капитальному ремонту. Расходы на капитальный ремонт в 2009 г. составили 11,5% от расходов на дорожное хозяйство. В связи с этим можно предположить, что на капитальный ремонт уделяется не так много средств, сколько должно быть выделено.

Таблица 3.3
Расходы на ремонт дорог в Москве, тыс. руб.

Год Текущий ремонт Капитальный ремонт
2 613 787,8 4 064 632,4
2 787 032,0 4 655 268,0
4 671 619,0 8 780 952,6
1 301 250,4 10 239 234,8
1 388 178,3 11 361 416,1

В состав работ по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с технологическими регламентами входят:

ремонт и механизированная уборка федеральной дорожной сети;

разработка и внедрение технологии ремонта, уборки, разметки дорог, строительство светофорных объектов, барьерного ограждения, деятельность по благоустройству зелеными насаждениями;

закупка новейшей дорожной техники для передачи в аренду и лизинг подрядным организациям, обеспечение сервисного обслуживания машин и снабжение их запасными частями;

организация обучения работников предприятий-арендаторов работе на новой технике;

услуги консультационного и информационно-технического характера;

локальные мероприятия по разгрузке транспортных узлов;

эксплуатация, содержание и ремонт находящихся в хозяйственном ведении инженерных сооружений, объектов внешнего благоустройства, мостов, путепроводов, эстакад, транспортных тоннелей, пешеходных тоннелей, пешеходных регулирующих ограждений, глубокого дренажа, коллекторов, набережных, фонтанов, гранитных покрытий, лестничных сходов и других недвижимых сооружений коммунальной инфраструктуры города;

разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и ремонт инженерных сооружений и объектов внешнего благоустройства;

строительство, реконструкция, ремонт мостовых и прочих инженерных объектов и объектов внешнего благоустройства;

технический надзор как за находящимися в хозяйственном ведении инженерными сооружениями, так и за качеством работ на строящихся, реконструируемых и ремонтируемых сооружениях в городе, осуществляемый на договорной основе с подрядными организациями;

принятие на баланс и оформление в хозяйственное ведение для целей эксплуатации инженерных сооружений, объектов внешнего благоустройства и их технический учет;

определение и назначение режимов безопасной эксплуатации транспортных сооружений с учетом их фактического технического состояния;

разработка маршрутов для пропуска крупногабаритных и тяжеловесных грузов по УДС города;

сдача в аренду подмостовых пространств и помещений с проведением конкурсов;

сдача в аренду мест под торговые точки в подземных переходах с проведением конкурсов;

выдача согласований по всем видам деятельности, связанных с инженерными сооружениями.

В рамках реализации работ по направлению «Совершенствование системы управления улично-дорожным хозяйством» должны быть реализованы такие мероприятия, как:

проведение классификации (функциональной и технической) и идентификации дорог и улиц, перераспределение и закрепление дорог и улиц по уровням публичной власти в соответствии с особенностями территориального устройства города, а также действующими законодательными правовыми актами Российской Федерации;

реформирование кадровой политики в улично-дорожном хозяйстве, ориентированной на привлечение квалифицированных кадров, стимулирующей профессиональную подготовку, повышение квалификации работников и уровня оплаты их труда;

формирование информационно-аналитической системы в улично-дорожном хозяйстве, включающей в себя подсистемы получения информации, отраслевые базы данных, подсистемы обработки и передачи информации;

разработка и внедрение управленческого учета, позволяющего планировать и распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;

создание и последующий ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированных систем управления дорожным движением.

Для повышения качества управления дорожным хозяйством города необходимо создание единой системы планирования транспортного комплекса города. Система планирования должна быть сориентирована на достижение целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, результативности деятельности городских организаций, ответственных за содержание и ремонт улично-дорожной сети, в том числе:

формирование системы целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, включающей показатели текущих и конечных результатов и использованных ресурсов;

разработку методической базы, обеспечивающей возможности расчета и оценки целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, результативности деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством;

совершенствование методологии и порядка формирования программ дорожных работ, ориентированных на достижение целевых показателей, на основе вариантного планирования программных мероприятий и планов деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством в зависимости от установленного ресурсного и финансового обеспечения;

разработку и внедрение методики определения требуемого уровня целевых показателей деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством;

разработку и утверждение администрацией города нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание улично-дорожной сети и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.

Совершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети требует внедрения системы контроля достигаемых результатов и мониторинга оценки эффективности управленческих решений, в том числе:

проведение инвентаризации, паспортизации и диагностики дорог, улиц и искусственных сооружений с применением автоматизированной системы управления, в том числе на предмет наличия объектов, обеспечивающих безбарьерную среду для маломобильных групп граждан;

создание системы диагностики, включающей блок оценки и мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния дорог, целевых показателей, качества дорожных работ, технических и техникоэксплуатационных показателей готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла. При этом необходимо:

установить формы оценки соответствия нормативным требованиям;

повысить достоверность результатов мониторинга транспортноэксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров дорог и улиц;

разработать количественные критерии оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети.

Анализ международного и отечественного опыта в области развития транспортной инфраструктуры предполагает использование трех основных групп инструментов:

строительство инфраструктурных объектов за счет государства;

использование механизмов государственно-частного партнерства;

предоставление различных льгот, а также создание необходимых административных условий с целью привлечения частного капитала для развития объектов инфраструктуры.

  • Сестренский разговор прервал Лео. Он вошел очень встревоженным.
  • Morpheme. Morph. Allomorph.
  • Целикова Сергея Алексеевича
  • Quot;Половина стиха Бхагавад-гиты".
  • Незабываемый вечер
  • Привычная реакция на оскорбление
  • Заповедь любви
  • 4.4. Денежные доходы (в среднем на душу населения) / Money income (average per capita) 1 страница
  • ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 33
  • Сварка и пайка ленточных пил
  • 1001 ДОГОВОР НА ВСЕ СЛУЧАИ БИЗНЕСА 100 страница
  • Дзакикири дзока-хо
  • Цена против стоимости
  • Практичні завдання. 1.Виявіть можливі явні та неявні вигоди та витрати проекту створення мережі
  • Use the following conversational formulas encouraging people to speak and avoiding being misunderstood.
  • Так, значит, у тебя дурные предчувствия?
  • Матфея 16:25
  • Коленчатого тела в таламусе.
  • Расчет за полученный кредит в банке.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. М. БЕХТЕРЕВА 37 страница