Глава VII. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов



Межличностный конфликт

Это наиболее часто возникающий в организациях и рассматрива емый в психологии тип конфликта. Он обусловлен особенностями ] только ситуации, но и отношений и оказывает влияние на многие ст роны жизни коллектива и его членов. В него всегда в той или ин< мере втянут руководитель (в качестве участника, посредника, экспер та и т. д.). Межличностный конфликт отражает психологическую < мосферу всей организации и отдельного коллектива.

Возникновение межличностных конфликтов определяется:

а) трудовым процессом и производственной ситуацией; б) личнс стным своеобразием членов коллектива; в) отношением личности ; ситуации; г) психологическими особенностями межличностных ношений. Например, в конфликте двух кандидатов на одну должное можно проанализировать все эти аспекты возникновения межличне стного конфликта.

Наиболее известная типология межличностных конфликтов н^ производстве принадлежит Н. В. Гришиной [1990], которая рассма ривает их как вертикальные и горизонтальные и как их различны*} модификации.

1. Конфликты, возникающие как реакция на препятствия к дост
жению основных целей деятельности, получение определенного ]
дукта (например, деловые споры по поводу производственного зада
ния, недостатков в организации труда, невыполнения функциональ
ных обязанностей и т. д.).

2. Конфликты, вызванные факторами, препятствующими дос
жению людьми личных целей трудовой деятельности (например, кое
фликты по поводу заработной платы, премий, отпусков и т. д.).

3. Конфликты, обусловленные несоответствием поведения пар
неров по работе нормам и ценностям, принятым в коллективе (напри*
мер, различное отношение к опозданиям на работу, несовпадение ;
членов коллектива ожиданий относительно поведения людей, занн«|
мающих определенные Служебные позиции, и т. д.).

4. Конфликты, возникающие на основе личных взаимоотноше
ний людей, их притязаний, особенностей личности (здесь необход]
мо вспомнить овзаимных симпатиях и антипатиях между людьми
имеющих место в каждом коллективе и формирующих во многом ее
циально-психологический климат).


Каковы же основные предпосылки производственного конфлик­та? Укажем на некоторые из них, не забывая о том, что они могут быть как объективного, так и субъективного характера:

- недостатки в организации производственного процесса, небла­
гоприятные условия труда, несовершенные формы распределения
ресурсов, стимулирования труда;

- неэффективные действия руководителя в силу отсутствия опы­
та (неумение распределять задание, постоять за коллектив и т. д.);

- несовпадение стилей работы старого и нового руководителей;

- расхождение мнений по поводу явлений производственной жиз­
ни и личных взаимоотношений;

- нарушение внутригрупповых норм поведения, расщепление кол­
лектива на различные группировки («старые» и «новички», «незаме­
нимые»);

- несовпадение моральных и материальных интересов в процес­
се трудовой деятельности;

- столкновение требований выше- и нижестоящих по отношению
к руководителю, маргинальная позиция этого руководителя, приво­
дящая к несовместимости ролей;



- личностные особенности отдельных членов коллектива (специ­
фические особенности поведения, черты характера и др.);

- неудовлетворительные коммуникации (официальные и личные);

- неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе.

Возникновение и развитие межличностного конфликта во мно­гом обусловлены демографическими и индивидуальными характери­стиками. По данным Н. В. Гришиной, для женщин более характерны конфликты, связанные с их личными проблемами: зарплатой, распре­делением отпусков, премий. Мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятель­ностью (организация труда, определенность трудовых функций и др.), они более критично относятся и к самой производственной ситуации, и к руководству. У молодых большинство конфликтов возникает по Опросам дисциплины. С возрастом больший удельный вес занима­ет конфликты, связанные с целевыми характеристиками деятельнос­ти (как с самой работой, так и с личными потребностями), одновре­менно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адап­тации работников в трудовом коллективе (по поводу нарушений тру-


Организационная социальная психология

  • История зарождения пожарной охраны.
  • СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ, ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И СРОКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ
  • Статья 387. Перемещение дипломатической почты и консульского чемодана иностранных государств через таможенную границу Украины
  • Задача №3.20
  • Симво­лика и дополнительные условия медитаций
  • Активизация и укрепление состояния Я Взрослого
  • Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
  • Метод надбавок.
  • Жизнь крови и кровь жизни
  • Lt;ffi> } (О
  • Одна обезьяна увидела, как ее хозяин пил водку и, подражая ему, тоже напилась. На другой день ее опять хотели напоить, чтобы потешиться ее забавными гримасами. По строгому зову господина она вышла 4 страница
  • Глава 36. В одних задах Лувра располагался художественный музей
  • Васильев А.М. Правовые категории: Методологические аспекты разработки системы 13 страница
  • Тема 6. Мова як визначальний чинник етнотворення (2 год.)
  • Надежность физиологических систем, обеспечивающих гомеостазис
  • Скрытое психическое тепло
  • II. Требования охраны труда при эксплуатации рабочей зоны, вспомогательного оборудования и инструмента.
  • ДИХАЛЬНА СИСТЕМА. Тестові завдання з бази даних «КРОК-1»
  • Базові тести. 1. Вкажіть ознаки позитивної реакції преципітації:
  • Величина А/Amах Дата соответствия