И проблемы их использования

Масштабы развития промышленности и сельского хозяйства требуют все возрастающего, интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот водных ресурсов. Уже сейчас на значительной части территории республики ощущается нехватка воды, ухудшается ее качество, нарушаются гидрологический, биологический и солевой режимы и поэтому возникает необходимость совершенствования управления водными ресурсами с внедрением в водном хозяйстве страны эффективных водосберегающих технологий.

Ресурсы поверхностных речных вод Казахстана по оценкам за последние 20 лет составляют 100,5 км3. На территории республики формируется 54,7 км3, а остальная часть поступает из сопредельных стран. В маловодные годы речной сток снижается до 58 км3,а располагаемый объем – до 25 км3. Объем возвратных вод составляет около 9,0 куб.км.

Запасы пресных подземных вод утверждены в объеме 15,1 куб.км. Уровень их использования составляет всего 11,3%.

Вполне вероятно, что водное хозяйство республики в ближайшие годы будет развиваться в условиях нехватки водных ресурсов. Дефицит в воде уже характерен для бассейнов Арала, Балхаша, Урала, бессточных речных бассейнов Шу, Таласа, Асы, Сарысу, Тургая, Нуры.

До сих пор у нас в природопользовании сохранился остаточный принцип водообеспечения экологических потребностей окружающей среды и биоты. Ограничение в водных ресурсах в пользу развития экономик уже серьезно отразилось на разрушении вековых природных комплексов в низовьях рек Сырдарьи, Или, Шу, Талас, Аса и других водотоках.

Дефицит водных ресурсов, в совокупности со сложившейся экономической ситуацией в стране, приводит к сокращению водопотребления в республике. В настоящее время водозабор на сельское хозяйство сократился до 15 (против 26 км3 в 1992 г.), площадь регулярного орошения уменьшилась вдвое (таблица 1)

Слабое внедрение совершенной агротехники, неудовлетворительное техническое состояние ирригационных и водораспределительных систем, износ оборудования, отсутствие водосберегающих технологий привело к ухудшению качества воды, засолению орошаемых территорий, стремительному развитию процессов опустынивания. По оценкам ведущих научно-исследовательских институтов, уже сейчас наблюдается влияние глобального изменения климата на сток рек и особенно на сток равнинных рек Центрального и Западного Казахстана. Так, например, предполагается (по пессимистическому сценарию) сокращение стока поверхностных вод в ближайшей перспективе (2020 г.) на 15-18 км3, из них за счет увеличения водозабора за пределами республики на 10-12 км3, изменение климата – на 5-6 км3. по этому уже сейчас надо искать альтернативные пути решения данной проблемы, включая вопросы межбассейновых перебросок в пределах страны и из-за рубежа.Именно дефицит воды может осложнить экономическую ситуацию в стране и снизить экономический потенциал в целом. Наиболее остро данная проблема стоит в сельскохозяйственном секторе, одного из основных потребителей воды.

В прошлом использование природных ресурсов в основном было направлено на получение краткосрочного экономического эффекта, что привело к возникновению серьезных экологических бедствий, продолжающих влиять на современный экономический рост. Поэтому наблюдаются критические ситуации, связанные, прежде всего, с управлением водными ресурсами. Для достижения устойчивого долгосрочного роста экономики в Казахстане необходимо, чтобы природные ресурсы управлялись более эффективно и комплексно на основе кластерного подхода к добыче и переработке сырья, в том числе интегрированного управления водными ресурсами.



В республике отсутствует эффективная система учета водных ресурсов на всех уровнях. Из-за уменьшения финансирования гидрологических наблюдений, произошло резкое сокращение числа постов гидрологической сети, что существенно повлияло на снижение учетности водных ресурсов Казахстана и его качественные характеристики, в особенности притекающих из сопредельных государств. Создание четкой системы контроля и учета за использованием водных ресурсов представляется важной задачей.

Определенные сомнения вызывает достоверность получаемой из различных источников необходимой информации об использовании и охране водных ресурсов виду отсутствия в настоящее время полной государственной статистической отчетности и единой информационной базы данных в Республике Казахстан.

В системе водопользования по инерции продолжают действовать старые нерыночные принципы. Нынешние ставки тарифа по оплате за водные ресурсы определены без учета необходимости недопущения присвоения владельцами потенциально-выгодных и монопольных производств, так называемых водных рентных доходов

На сегодня разработаны и приняты к реализации ряд программных документов в области регулирования, использования и охраны водных ресурсов страны. В то же время отсутствует законодательная база мелиорации земель и защиты водохозяйственных систем. Поэтому необходима выработка целостной государственной политики в сфере водных отношений требующих разработки и принятия единого концептуального документа, рассчитанного на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Орошаемое земледелие в нашей стране, особенно в южном регионе, прошло долгий исторический путь развития – от примитивных оросительных арыков до современных инженерных ирригационных систем.

За последние несколько десятилетий прошлого столетия довольно существенные изменения произошли в географии орошения. Оно в возрастающей степени перестает быть приоритетом южных и юго-восточных районов республики. По мере освоения земельного фонда и водных источников увеличилась доля вновь вводимых земель в восточных, западных, северных и центральных районах. Тем не менее, основная часть орошаемых площадей расположена в засушливых условиях четырех южных областей.

Состояние орошаемого земледелия за последние годы характеризуется значительными изменениями: ухудшается технический уровень мелиоративных объектов, снижается продуктивность и наблюдается выпадение из оборота значительных площадей орошаемых земель. В последние годы из 2,35 млн га ранее орошавшихся земель (таблица 1) использовалось всего 1,42 млн га, а поливается около 1,2 млн га. Водопотребление для этих целей с 16,8 км3 в 1992 г. снизилось до 7,0 км3 в 2002 г. (таблица 2).

Таблица 1 - Использование орошаемых земель по областям

Республики Казахстан

Область Всего ранее орошавшихся земель, тыс.га В том числе использовано
всего из них полито
тыс.га % от наличия тыс.га % от наличия
Акмолинская 48,0 8,50 17,7 5,31 11,1
Актюбинская 48,3 10,05 20,8 10,05 20,8
Алматинская 659,3 502,60 76,2 396,50 60,1
Атырауская 41,8 5,80 13,9 4,40 10,5
Восточно-Казахстанская 219,0 43,88 20,0 33,80 15,4
Жамбылская 239,5 208,90 87,2 169,50 70,8
Западно-Казахстанская 55,6 3,20 5,8 0,10 0,2
Карагандинская 97,5 53,30 54,7 37,90 38,9
Кызылординская 286,0 149,80 52,4 149,80 52,4
Костанайская 45,2 22,95 50,8 2,27 5,0
Мангистауская 1,9 - - - -
Павлодарская 76,9 3,70 4,8 3,70 4,8
Северо-Казахстанская 35,8 35,75 99,9 0,72 2,0
Южно-Казахстанская 500,5 371,40 74,2 371,40 74,2
Итого по республике 2355,3 1419,83 60,3 1185,45 50,3
В том числе по Южному Казахстану 1685,3 71,6% 1232,70 86,8% 73,1 52,3% 1087,20 91,7% 64,5 46,2%

Источники: Комитет по водным ресурсам МСХ РК;

Агентство РК по статистике

Государственная статистическая отчетность по орошаемому земледелию в республике в последние годы ведется не в полном объеме, практически отсутствует раздельный учет результатов хозяйственной деятельности на орошаемых землях и на богаре. Такой учет в силу разных причин был отменен еще в 1998 г. Тем не менее, как свидетельствуют официальные данные, наша республика располагала более 2,35 млн га орошаемыми землями, а объем водозабора на регулярное и лиманное орошение достигал 20,0 км3 в год (таблица 2).


Таблица 2 - Основные показатели использования водных ресурсов в Казахстане в 1996-2005 гг., млн. м3

№№ п/п Основные показатели
1. Колич. водопользователей
2. Забрано воды всего 26482,80 24978,00 23177,20 20748,42 19830,06 19694,66 21105,15 21856,22 23 640,68 24 797,50
в т. ч. – поверхностной 23511,45 22320,61 20074,51 18860,64 18040,70 17925,54 19948,64 20111,79 22 665,72 23 644,96
- подземной 1203,42 1540,98 1443,17 1209,38 1169,49 1157,44 1156,51 1105,84 956,54 1 152,54
3. Потери при транспортировке 5172,64 5236,32 5149,74 5391,78 945,67 4977,84 5485,68 6148,94 4 867,28 3 777,09
4. Использовано воды всего 20495,23 18337,60 16004,79 14186,85 14058,77 13945,62 14291,29 14604,23 17 950,43 18889,2
в т.ч. на нужды
- хозпитьевые 1141,39 826,29 736,95 649,88 623,93 602,21 599,50 600,83 570,62 694,09
- производственные 3211,86 3016,01 2826,58 2675,90 2803,67 2911,74 2936,54 3206,21 3 317,00 4 018,90
- орошение регулярное 12243,37 10222,48 8927,21 7828,08 7628,52 7599,67 7033,06 7749,85 8 491,19 8 062,89
- орошение лиманное 2936,42 3421,04 3001,75 2555,86 2486,84 2336,31 3261,30 2513,07 2 163,86 5 476,93
- сельхозводоснабжение 298,92 236,80 190,76 179,11 179,02 185,20 176,69 179,47 187,88 207,24
- обводнение пастбищ 276,49 227,64 99,52 89,35 130,88 114,51 119,04 130,11 60,45 104,36
- прудово-рыбное хоз-во 242,11 169,72 108,77 122,06 123,84 113,08 90,27 88,14 49,54 43,25
- прочие нужды 106,91 217,12 123,25 86,61 82,07 82,90 29,59 136,25 946,03 281,46
5. Водоотведение всего 6118,87 5293,19 4813,95 4029,62 4055,63 4081,40 4215,49 4466,06 6 698,03 7 121,53
в т.ч.
а) в повер. водные объекты 4970,37 4308,06 3800,37 3222,88 3404,08 3325,77 3449,90 3594,11 3 715,12 3 791,23
в т.ч. – загрязненных 190,65 188,04 178,83 158,08 154,82 155,05 155,13 76,57 145,06 131,25
из них без очистки 27,02 23,90 24,73 26,88 35,11 32,60 45,50 14,55 55,33 13,68
нормативно чистых 4470,18 3854,00 3317,27 2836,68 3036,83 2958,63 3076,85 3264,55 2 654,73 3 362,37
нормативно очищен. 309,54 265,2 254,27 228,12 212,43 212,09 217,22 252,99 188,48 297,61
в) в накопит. рельеф местн. 1137,02 976,10 925,97 803,87 649,99 754,32 764,18 870,12 2 982,91 3 330,30
6. Оборотное водоснабжение 7169,96 6066,22 5348,39 4677,40 4845,20 5162,98 5537,32 6011,37 5 698,16 6 710,01
7. Повторное водоснабжение 580,75 484,20 491,99 499,60 622,36 592,72 809,51 785,81 399,90 504,77

Источники: Годовые отчеты по эксплуатации и водопользованию Комитета по водным ресурсам МСХ РК


В структуре посевов на орошаемых землях произошло снижение доли кормовых культур на 20% и рост доли зерновых на 18%. Почти по всем культурам произошло снижение абсолютных размеров посевных площадей от 15 до 63%. Наибольшее снижение наблюдается по кормовым культурам.

В результате всего этого резко падает экономическая эффективность орошаемого земледелия. Значительно снизилась урожайность (а значит и валовой сбор) сельскохозяйственных культур на орошаемых землях. Так, за период с 1990 по 1997 гг. урожайность зерновых снизилась на 48%, сахарной свеклы - на 52%, хлопчатника - на 39%, картофеля - на 26% и овощей - на 34% (таблица 3).

Таблица 3 - Урожайность сельскохозяйственных культур

на поливных землях, ц/га

Сельскохозяйственная культура Год
Зерновые в среднем 11,1 20,8 18,2 30,7 32,5 30,9 12,4 16,1
Кукуруза на зерно 21,1 33,5 36,2 42,8 44,7 28,4 31,6
Рис 22,1 33,7 26,8 46,8 47,1 30,5 31,7
Хлопчатник 18,8 23,9 26,1 28,4 23,4 27,1 20,3 16,5
Сахарная свекла
Картофель
Овощи

В настоящее время основные площади регулярного орошения сосредоточены на юге Казахстана. Из них только 44% составляют незасоленные земли. Наибольшее количество засоленных почв приходится на Кызылординскую область – 99%, наименьшее (28%) – на Жамбылскую. Площади средне- и сильнозасоленных почв, требующие коренных мелиораций на фоне надежно работающей дренажной системы, в целом по Южному региону – около 30%, в нижнем течении реки Сырдарьи – более 50% (табл. 4).

Таблица 4 - Распределение орошаемых земель по степени засоления 0-1 м слоя почв, тыс.га/%

Административная область Всего орошаемых земель, тыс.га В том числе
незасоленные слабозасоленные среднезасоленные сильно- и очень сильнозасоленные
Алматинская 594,9 39,1 30,6 24,4 6,0
Жамбылская* 152,8 71,8 17,4 7,1 3,7
Кызылординская 277,7 1,0 45,3 28,5 25,2
Южно-Казахстанская 500,4 66,6 20,5 9,7 3,2
Итого 1525,8 44,2 28,4 19,1 8,3

*По шести районам: Жамбылскому, Таласскому, Жуалынскому, Сарысусскому, Байзакскому, Шуйскому.

Коллекторно-дренажная сеть на орошаемых землях бассейна Сырдарьи, обеспечивавшая относительное мелиоративное благополучие на массивах орошения до 90х годов прошлого столетия и позволявшая в сочетании с зональными технологиями возделывания получать достаточно высокие урожаи сельскохозяйственных культур (риса – более 5 т/га, хлопчатника – 2,5 т/га), была представлена открытыми дренажными каналами и скважинами вертикального дренажа и функционировала в заданном режиме. На данный момент фактическая глубина КДС в 1,5-2,0 раза меньше проектной и ни одна скважина не работает. Естественно это определяет плачевное мелиоративное состояние орошаемых земель и требует скорейшей реконструкции гидромелиоративных систем (оросительной (КПД<0,5) и коллекторно-дренажной сети) и разработки новых научных подходов для создания и поддержания на них оптимальных сочетаний орошения и дренирования, обеспечивающих получение высококачественных и стабильных урожаев высокорентабельных культур при минимальных затратах дефицитной оросительной воды.

  • Верно 1), 2) и 3)
  • Нормы потерь ГСМ
  • Виды, задачи и необходимые условия для двигательной деятельности ребенка
  • Майя Беседина. - Маргарет? Вы знакомы?
  • Атлантик Рекордз онлайн
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 3 страница
  • Тема 4. Особенности пожарной опасности при ведении огневых работ во взрывопожароопасных подразделениях и на установках
  • Серебряная монета «Лунный календарь. Год лошади».
  • Застосування першого закону термодинаміки до ізопроцесів. Рівняння Маєра.
  • TEXT 3 the transformation of english legal science
  • Вопрос 16 – Технологические принципы проектирования техпроцессов: последовательного уточнения расчленение техпроцесса на стадии обработки, решающей операции.
  • Перепишите следующие предложения и письменно переведите их на русский язык. При переводе обратите внимание на место предлога в русском языке.
  • Вакансия веб-разработчика
  • НОЧНЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ
  • Глава IV. Я еще не успел выбежать на улицу, не успел сообразить, что и как теперь делать
  • Цели и задачи программы.
  • Развитие инфраструктуры (подведомственные организации, ресурсные центры)
  • Мікропроцесор AMD-K6
  • СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ
  • Программа аудита