Трудовая школа в России

В конце XIX – начале XX вв. в педагогической теории и практике организации общего образования появилось стремление повысить воспитательную эффективность и социальную значимость школьного образования через формирование у учащихся общетрудовых умений и навыков, способствующих индивидуальному развитию и профессиональному самоопределению личности. Самый масштабный эксперимент по воплощению трудовой школы в жизнь в истории мировой педагогики был осуществлен в после Октябрьской революции 1917 г. Педагоги-теоретики видели в трудовой школе воплощение идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом и политехническим образованием.

В 20-х годах XX века модель «трудовой школы» стала насаждаться в рамках государственной образовательной политики. Теоретические основы единой трудовой политехнической школы разрабатывались в научно-педагогической секции Государственного ученого совета (А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.).

В первых официальных документах 1918 г. советская школа называется единой и трудовой: «Положение об единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Труд рассматривается не только как учебный, но и как производительный «общественно необходимый».

Наибольшую известность приобрели модели трудовой школы, разработанные С.Т. Шацким и П.П. Блонским. С.Т. Шацкий был сторонником сельской трудовой школы, где должны быть производительный труд, игра, художественные занятия, организация социальной жизни детей, основными принципами должны быть опора на личный опыт и интересы ребенка. П.П. Блонский был убежден в необходимости индустриальной трудовой школы по типу детской общины, фабрики-школы и мастерской.

К началу 30-х годов ХХ века эксперименты с трудовой школой привели к падению общего уровня грамотности учащихся, бессистемности в знаниях выпускников, дезорганизации учебного процесса, что не отвечало веяниям времени, когда народному хозяйству требовалось большое количество подготовленных специалистов. ЦК ВКП(б) принял ряд постановлений, которые означали отказ от школы труда в пользу школы учебы. Школа стала ориентироваться на поступление выпускников в вузы и техникумы. Труд стал преподаваться лишь в качестве уроков, общее число часов на уроки труда ежегодно сокращалось, а в 1937 г. уроки труда как самостоятельный предметы были вообще отменены.

  • При подготовке к уроку
  • Откуда вы черпаете силы: экстраверсия и интроверсия
  • Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 6
  • Детерминизм или неопределенность?
  • CHAPTER XXVIII.
  • Поддерживающая техника: привязка тревоги к определенным стрессам
  • Глава 9. 1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю
  • УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС
  • ID3 q\TCON(13)TIT2GяюWant Me More | vk.com/kidsmusichitTPE1яюReed DemingTYER яю2015WXXXvk.com/kidsmusichitAPIC8image/jpg яШяаJFIFHHяЫC  37 страница
  • Карточка 15
  • Match the verbs (1-8) with the activities (a-h) to make phrases from the texts. Then listen again to check if necessary.
  • Состав и площадь подсобных помещений в магазинах
  • Across the spectrum
  • БЛАГОВОНИЕ ОТ ВОРОВСТВА
  • Письмо первое
  • Безопасность процесса для человека и окружающей среды.
  • Германия и решение репарационного вопроса
  • Луи Томлинсон
  • Чувство Обоняния
  • Розкрийте поняття вертикальних та горизонтальних дисбалансів та зміст фінансового вирівнювання