ДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ 5 страница

--------------------------------

См., напр.: Иоффе О.С. Обязательственное право // Избр. труды. В 4 т. Т. III. С. 297.

См.: Приказ Федеральной энергетической комиссии (далее - ФЭК РФ) N 52, Федерального долгового центра при Правительстве РФ N 101 от 04.09.2000 "О порядке реализации арестованной электрической энергии организаций - должников - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)" // Информационный бюллетень ФЭК РФ. 2000. N 17.

Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Отв. ред. Е.А. Васильев. М.: Международные отношения, 1993. С. 197 - 198.

По справедливому замечанию Г.Ф. Шершеневича, "цель договора купли-продажи состоит в перенесении права собственности на покупщика" . Поскольку, как было показано, договор снабжения электроэнергией является разновидностью договора купли-продажи, юридическим выражением экономических отношений по реализации электроэнергии становится передача права собственности на электроэнергию. Невещная природа электроэнергии не создает теоретического противоречия при определении электроэнергии в качестве объекта права собственности, поскольку к объектам прав в ст. 128 ГК относятся не только вещи.

--------------------------------

Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. С. 415.

Однако единого мнения на этот счет в доктрине нет. Ряд исследователей высказывает утверждение о невозможности распространения права собственности на электрическую энергию. Например, Р. Саватье полагает, что электрическая энергия, "представляя собой важный объект обязательств, не может быть объектом права собственности" . В комментарии к ФЗ "Об электроэнергетике" отмечается, что "к электрической энергии неприменима такая категория гражданского права, как право собственности". Вместо права собственности авторы комментария предлагают некое "право потребления", которое "может быть классифицировано в качестве права требования уплатившего или обязавшегося уплатить деньги покупателя" . В представлении авторов комментария оборот электроэнергии оформляется посредством совершения сделок по возмездной уступке этого права. При этом отмечается, что "обращается... только право на энергию" .

--------------------------------

Саватье Р. Теория обязательств: Юридический и экономический очерк. С. 86.



Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об электроэнергетике" / Под общ. ред. В.Ю. Синюгина. С. 27 - 28.

Там же.

С данным подходом невозможно согласиться в силу ряда причин фактологического и методологического порядка.

Во-первых, электрическая энергия не является своеобразной товарной фикцией, каким-то иллюзорным квазитоваром, который относится к категории товаров только в целях удобства его оборота. Как отмечалось, электрическая энергия является экономическим благом, обладает определенными физическими свойствами, а потому является товаром как в юридическом, так и в экономическом смысле.

Во-вторых, представляется методологически недопустимым отделять право на товар от самого товара (электроэнергии), хотя бы потому, что правовой целью заключения договора снабжения электроэнергией является возможность получения самой электроэнергии (реально существующего свойства материи), а не только права на нее.

В-третьих, отказываясь от понятия права собственности на электрическую энергию, авторы комментария отвергают саму возможность ее продажи. Для осуществления уступки предлагаемого ими "права потребления" необходимо, чтобы изначально право, передаваемое по договору уступки, а также являющееся предметом первоначального обязательства, носило вещный характер, поскольку конструкция договора энергоснабжения по ГК строится по модели договора купли-продажи.

По смыслу закона (п. 1 ст. 454 ГК) электрическая энергия передается в собственность потребителю. С.М. Корнеев признавал саму возможность распространения на электроэнергию вещного права собственности . Вместе с тем в литературе указывается на существование ограничений правомочий собственника в случае, если объектом права собственности выступает электроэнергия .

--------------------------------

См.: Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. С. 30, 98 - 99.

На это же указывает Б.М. Сейнароев, когда пишет об "ограниченности применения принципа владения" в отношении электроэнергии (см.: Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 129).

Все три правомочия собственника электрической энергии ограничиваются ее физическими особенностями (в первую очередь целевым назначением). Однако, как представляется, данное ограничение правомочий собственника носит фактический, но не юридический характер . Правомочие распоряжения, принадлежащее собственнику электроэнергии, ограничивается в силу фактических обстоятельств: ее перепродажа становится возможной при наличии необходимых для этого технических условий. Однако при наличии таких условий становится очевидно, что данное правомочие собственника не является ограниченным, поскольку он может по своему усмотрению осуществлять перепродажу электроэнергии. Правомочие пользования становится наиболее важным для покупателя при приобретении электроэнергии в целях потребления. В этом случае "в самом процессе потребления как бы растворяется переход имущества в собственность... потребителя" .

--------------------------------

В связи с изложенным говорить об "особом правовом режиме" электрической энергии не представляется возможным (см.: Осипчук Е.Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 109).

Иоффе О.С. Обязательственное право // Иоффе О.С. Избр. труды. В 4 т. Т. III. С. 297.

Целью приобретения электроэнергии может являться либо ее использование, либо перепродажа. Следовательно, для собственника имеют значение лишь правомочия пользования и распоряжения. Поскольку электроэнергия неосязаема, не может восприниматься органами чувств человека как предмет материального мира, владение в отношении ее в вещном понимании невозможно. Поэтому потребитель не имеет практической возможности реализовать свое право на виндикацию . Однако физические особенности, ограничивающие возможности фактического обладания электроэнергией, не влияют на существование правомочия владения, принадлежащего собственнику электроэнергии.

--------------------------------

См.: Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. С. 30.

Рассмотрение электроэнергии в качестве объекта права собственности позволяет урегулировать принципиально важный вопрос о моменте перехода права собственности, а также связанных с ним рисков случайной гибели (утраты, ухудшения качества) этого имущества. В специальной литературе принято считать, что "переход прав собственности на электроэнергию переходит на границах балансовой принадлежности покупателей и продавцов" .

--------------------------------

Осика Л.К. Учетная политика субъектов оптового и розничного рынков в сфере обращения электрической энергии // Экономика и финансы электроэнергетики. 2004. N 8. С. 150.

Форма договора

Поскольку субъектом договора снабжения электроэнергией выступают юридические лица (энергосбытовые организации), для рассматриваемого договора обязательной является простая письменная форма (п. 1 ст. 161 ГК).

Проблема порядка заключения и формы договора стояла достаточно остро в отношении договора энергоснабжения, что обусловливалось частыми случаями бездоговорного отбора электроэнергии . Поскольку договор энергоснабжения являлся публичным и его заключение для энергоснабжающей организации было обязательным, подобная ситуация чаще всего оценивалась судами как нарушение требований к форме договора. Поэтому в указанных случаях суды возлагали на ответчиков обязанность возместить только стоимость потребленной электроэнергии .

--------------------------------

См. подробнее: Демидова З. Договор энергоснабжения // Закон. 2001. N 11. С. 25.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.1999 N 7800/98 // Вестник ВАС РФ. 1999. N 9. С. 45 - 46; Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2002 N КГ-А40/4317-02; п. 3 информационного письма ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 57.

Однако в отличие от договора энергоснабжения договор снабжения электроэнергией по общему правилу не является публичным. В связи с этим при новой структуре договорных связей несанкционированный отбор электроэнергии при отсутствии договорных отношений должен квалифицироваться как деликт.

Помимо этого в новом договоре изменяется порядок разрешения преддоговорных споров. В случае возникновения у сторон договора разногласий при его заключении условия договора могут быть определены по решению суда только при наличии соответствующего соглашения сторон (ст. 446 ГК).

Как отмечалось, договоры энергоснабжения заключались с физическими лицами по модели договора присоединения с использованием стандартных договорных форм, что объясняется направленностью данных договоров на обеспечение потребностей массовых групп потребителей. Из-за изменения структуры договорных связей по электроснабжению потребителей в ближайшем будущем предстоит разработка отдельных договорных форм для урегулирования отношений по передаче и реализации электроэнергии на розничных рынках.

Как и в случае с договором энергоснабжения, заключение договора снабжения электроэнергией возможно как посредством составления единого документа, так и в порядке ст. 434 ГК, т.е. путем обмена письмами и телеграммами. При этом следует отметить, что в процессе заключения договора снабжения электроэнергией будет отсутствовать преддоговорная стадия согласования необходимых технологических предпосылок заключения договора, характерная для договора энергоснабжения.

Содержание договора

Количество электроэнергии. Электрическая энергия, являясь особого рода товаром, поддается количественному учету. Более того, условие о количестве электрической энергии является существенным для данного договора. В правоприменительной практике сложилось правило, в соответствии с которым договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии .

--------------------------------

См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 56 - 59; а также: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.05.2004 по делу N Ф04/2848-920/А45-2004 // СПС "КонсультантПлюс".

В новых условиях, когда передача электроэнергии возложена на сетевые организации, предстоит по-новому решить проблему количественного учета реализуемой электроэнергии. В договоре снабжения электроэнергией необходимо определить, с какого момента обязательство энергосбытовой организации по предоставлению электроэнергии потребителю следует считать исполненным: при поступлении электроэнергии в сети сетевой организации либо в точке учета на границе балансовой принадлежности электросетей сетевой организации и потребителя (т.е. по аналогии с учетом количества электроэнергии, подаваемой энергоснабжающей организацией).

Сложный характер условия о количестве электроэнергии обусловливается тем, что оно включает в себя два показателя: 1) количество киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величину присоединенной или заявленной мощности, участвующей в суточном максимуме нагрузки энергосистемы. В специальной литературе предлагается включить в законодательное определение электроэнергии активную и реактивную мощность, которая на современном этапе развития электроэнергетики может рассматриваться как товар, поставляемый потребителям и подлежащий оплате .

--------------------------------

См.: Кушнарев Ф.А., Апсуваев А.У., Свешников В.И. Реактивная мощность - товар, реализуемый на розничном рынке мощности и энергии // Вести в электроэнергетике. 2004. N 6. С. 34.

Как правило, в договоре условие о количестве предусматривает предельно допустимую величину, в рамках которой потребитель имеет право использовать в определенный расчетный период необходимое ему количество электроэнергии (для граждан-потребителей в соответствии с п. 3 ст. 541 ГК количество потребляемой электроэнергии лимитироваться не может). Вместе с тем потребитель не обязан выбрать все указанное в лимите количество энергии . Правоприменитель настаивает на недопустимости взыскания с потребителей оплаты всего количества электроэнергии, заявленного на данный расчетный период .

--------------------------------

См.: Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями: Дис. ... канд. юрид. наук. С. 81.

См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.01.2004 по делу N А33-4955/03-С1-Ф02-4668/03-С2 // СПС "КонсультантПлюс".

Оплата за электроэнергию производится исходя из объема фактического потребления (п. 1 ст. 541 ГК). Данному правилу корреспондирует норма п. 1 ст. 544 ГК, поэтому большое значение приобретает учет фактически потребляемого количества электроэнергии, который осуществляется в соответствии с Правилами учета электрической энергии . Согласно ст. 11 ФЗ "Об энергосбережении" весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 г. подлежит обязательному учету.

--------------------------------

Утверждены Минтопэнерго России 19.09.1996 и Минстроем России 26.09.1996 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1996. N 9.

На розничном и оптовом рынках учет электроэнергии производится посредством организации либо единой интегрированной системы коммерческого и технического учета, либо двух и более отдельных систем .

--------------------------------

См.: Осика Л.К. Учетная политика субъектов оптового и розничного рынков в сфере обращения электрической энергии // Экономика и финансы электроэнергетики. 2004. N 8. С. 143.

Помимо усложненной структуры договорных связей на розничном рынке учет количества реализуемой энергии осложняется тем, что точки учета и поставки электроэнергии почти никогда не совпадают, в связи с чем на практике коммерческий учет товарной продукции производится по специальным алгоритмам, включаемым в договоры .

--------------------------------

См.: Осика Л.К. Алгоритмы вычислений при косвенных измерениях электроэнергии для целей коммерческого учета // Электричество. 2003. N 12. С. 17 - 18.

По-иному на практике решается вопрос оплаты за присоединенную электрическую мощность. Как отмечает Б.М. Сейнароев, плата за электрическую мощность по сути является платой за ее абонирование и возможность в любой момент времени использовать величину заявленной мощности . Поэтому правоприменительная практика признает право энергосбытовых организаций получать оплату не за фактически потребленную, а за всю заявленную мощность .

--------------------------------

См.: Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. С. 118.

См., напр.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.04.2004 по делу N А33-5125/03-С1-Ф02-927/04-С2 // СПС "КонсультантПлюс".

Весьма актуальным для отношений на розничных рынках является правило, предусматриваемое п. 2 ст. 541 ГК. На практике энергосбыты зачастую сталкиваются с необходимостью докупать дополнительное количество электроэнергии для последующей реализации ее потребителю. Так, в соответствии с материалами дела по иску ОАО "Тамбовэнерго" к муниципальному предприятию "Электротеплосеть" абонент превысил договорную величину электроэнергии, в связи с чем ОАО "Тамбовэнерго" приобретало сверхплановую электроэнергию на ФОРЭМ по повышенному тарифу, что повлекло для него дополнительные расходы. Однако ответчик отказался возместить энергоснабжающей организации дополнительные расходы, ссылаясь на то, что приобретение ОАО "Тамбовэнерго" на ФОРЭМ электроэнергии при увеличении ее договорного объема по тарифу 0,532 руб. за 1 кВт.ч не могло причинить последнему реальный ущерб. Иск был удовлетворен судом первой инстанции, но впоследствии обжалован. Суд кассационной инстанции в своем постановлении указал, что расходы ОАО "Тамбовэнерго" в данном случае не могли быть учтены при заключении сторонами договора и, следовательно, являются дополнительными расходами, подлежащими возмещению в порядке ст. 541 ГК.

--------------------------------

См.: Постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2004 по делу N А35-4460/03С9 // СПС "КонсультантПлюс".

Качество электроэнергии. Специфические свойства энергии выражаются во взаимообусловленности ее качественных и количественных параметров . Потребление энергии одним абонентом сверх установленных лимитов влечет не только уменьшение количества, но и ухудшение качества передаваемой другому абоненту энергии . Как отмечается в специальной литературе, электроэнергия является единственным видом продукции, качество которой может быть ухудшено покупателем, еще не купившим товар . Качество электроэнергии зависит от режимов работы регулирующих устройств энергоснабжающей организации, от характеристик оборудования потребителей, а также от процесса ее потребления .

--------------------------------

См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2003. С. 168.

См.: Филиппова М.К. Договор снабжения электрической и тепловой энергией: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 1998. N 10. С. 157.

См.: Железко Ю.С. Договорные условия электроснабжения и правила присоединения потребителей к электрическим сетям в части качества электроэнергии // Электрические станции. 2003. N 9. С. 28.

См.: Карташов И.И. Качество электроэнергии в системах электроснабжения. Способы его контроля и обеспечения. М.: Изд-во МЭИ, 2001. С. 53.

Согласно ГОСТу 23875-78 под качеством электрической энергии понимается "степень соответствия параметров электрической энергии их установленным значениям". Качество электрической энергии определяется двумя параметрами: напряжением и частотой тока. Следует иметь в виду, что договорными условиями могут устанавливаться только различные величины напряжения тока, тогда как частота тока устанавливается государственными стандартами и не может изменяться соглашением сторон.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013, Правилами проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии , Законом РФ "О защите прав потребителей" электрическая энергия является объектом обязательной сертификации. Помимо этого ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает еще одну форму подтверждения соответствия продукции - декларирование соответствия (ст. 24). В п. 2 ст. 28 ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривается принятие особого технического регламента по вопросу качества электрической и тепловой энергии. До его принятия требования к качеству электрической энергии устанавливаются государственными и отраслевыми стандартами .

--------------------------------

См.: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3899.

Утверждены Постановлением Госстандарта России от 16.07.1999 N 36 // Российская газета. 27.10.1999. N 213.

Пленум ВС РФ в своем Постановлении указал, что к отношениям, вытекающим из договора энергоснабжения, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК и специальному закону (см.: п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" (ред. от 10.10.2001) // Российская газета. 26.11.1994. N 230).

См.: ГОСТ 13109-67 "Электрическая энергия. Нормы качества электрической энергии у ее приемников, присоединенных к электрическим сетям общего пользования"; ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения"; ОСТ 153-00.0-002-98 "Порядок разработки и постановки на производство продукции производственно-технического назначения для топливно-энергетического комплекса".

Тем не менее качество электроэнергии, реализуемой потребителям энергоснабжающими организациями, продолжает оставаться низким . Обязательная сертификация электроэнергии не дает должного эффекта, так как имеет существенные правовые и нормативные ограничения. Согласно указанным правовым актам объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, тогда как вне области сертификации остается электрическая энергия в системах электроснабжения предприятий, которые являются главными источниками электромагнитных помех и одновременно получают значительный ущерб от несоответствия качества электроэнергии стандартным требованиям.

--------------------------------

См.: Карташев И.И. Качество электроснабжения в распределительных системах // Электричество. 2003. N 12. С. 66.

Нормативное ограничение состоит в том, что согласно Постановлению Госстандарта России от 14.08.2001 N 74 номенклатура показателей качества электроэнергии, подлежащих подтверждению соответствия, ограничена двумя позициями: отклонением напряжения и отклонением частоты. Однако существуют и другие не менее важные показатели качества (например, коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения ), которые оказались вне сферы обязательной сертификации, что противоречит положениям разд. 1 ГОСТ 13109-97 и ст. 542 ГК.

--------------------------------

Вестник Госстандарта России. 2001. N 9.

См.: Добрусин Л.А. О совершенствовании технического регулирования качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения // Вести в электроэнергетике. 2004. N 1. С. 44.

Закон предусматривает специальные правила при нарушении требований к качеству подаваемой электрической энергии, которые направлены на соблюдение баланса интересов сторон договора (п. 2 ст. 542 ГК). С одной стороны, потребителю предоставляется право отказаться от оплаты энергии в случае нарушения энергосбытовой организацией требований, предъявляемых к качеству энергии. Одновременно, не допуская неосновательного обогащения потребителя, законодатель предоставляет энергосбытовой организации право требовать в порядке п. 2 ст. 1105 ГК возмещения потребителем стоимости того, что последний неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. При этом, как представляется, трудно согласиться с Е.Е. Богдановой в том, что п. 2 ст. 542 ГК не соответствует понятию неосновательного обогащения (п. 1 ст. 1102 ГК) . Как отмечалось выше, электроэнергия является имуществом, тогда как в ст. ст. 1102, 1105 ГК речь идет именно об имуществе.

--------------------------------

См.: Богданова Е.Е. Особенности защиты прав и интересов сторон в договоре на энергоснабжение // Право и экономика. 2003. N 2. С. 43.

Цена и порядок расчетов. Механизм ценообразования в отношении электрической энергии в дореформенный период предусматривал государственное регулирование цен. Поэтому можно сказать, что по договору энергоснабжения цена, подлежащая уплате за электроэнергию, не являлась предметом согласования сторон по договору . Государственное регулирование цен осуществлялось в соответствии с ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации .

--------------------------------

См.: Суханов Е.А. Гражданский кодекс в хозяйственной практике // Хозяйство и право. 1997. N 5. С. 87.

См.: Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 9. Ст. 791.

Однако ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период..." устанавливает, что государственное регулирование цен будет применяться до окончания переходного периода (т.е. до 01.04.2006). По окончании переходного периода энергосбытовые организации будут отпускать потребителям электрическую энергию по свободным ценам после получения соответствующей лицензии .

--------------------------------

См.: ст. 7 ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...".

Таким образом, при реализации механизма ценообразования, предусматриваемого новым законодательством, цены на реализуемую на розничных рынках электроэнергию, являющиеся существенным условием договора снабжения электроэнергией, будут свободными и не будут подлежать государственному регулированию (п. 2 ст. 40 ФЗ "Об электроэнергетике"). Вместе с тем данный механизм содержит ряд исключений из принципа свободного ценообразования.

Закон устанавливает закрытый перечень случаев, когда тарифы (цены) на реализуемую электроэнергию подлежат государственному регулированию (п. 3 ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике").

Во-первых, это государственное ценовое регулирование в форме установления тарифных ставок на электроэнергию в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу технологических причин в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.

Во-вторых, государственное тарифное регулирование в форме установления предельных уровней цен на электроэнергию применяется в случаях выявления злоупотреблений производителями и поставщиками электрической энергии своим монопольным положением, а также в случаях чрезвычайного характера (ст. ст. 23, 27 ФЗ "Об электроэнергетике").

В-третьих, государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков (п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 40 ФЗ "Об электроэнергетике").

Сбытовая надбавка представляет собой регулируемую составляющую конечной цены электроэнергии и включается в общую цену, по которой электроэнергия реализуется гарантирующими поставщиками потребителям. Сама же цена электроэнергии, которая приобретается указанными гарантирующими поставщиками на оптовом рынке, остается вне государственного регулирования и определяется под воздействием спроса и предложения на оптовом рынке .

--------------------------------

См.: Анисимов С.П., Ковалев А.В. Гарантирующий поставщик, формируемый на базе энергосбыта АО-энерго // Энергетик. 2004. N 9. С. 8.

Вместе с тем предусматриваемый законодательством механизм ценообразования основан на принципе зависимости цен на розничных рынках от цен на оптовом рынке . Поэтому несмотря на то, что ценообразование на розничных рынках станет свободным, едва ли можно согласиться с тем, что цена на электроэнергию на розничном рынке будет формироваться в соответствии с принципом спроса и предложения, как это провозглашается в законе (п. 2 ст. 40 ФЗ "Об электроэнергетике").

--------------------------------

См.: разд. V Основных направлений реформирования электроэнергетики РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 29. Ст. 3032.

Таким образом, новое законодательство предусматривает механизм, по которому все издержки участников оптового рынка возлагаются на потребителей (по большей части на граждан и некрупные предприятия) и который обеспечивает получение энергосбытами и гарантирующими поставщиками доходов независимо от организации и результатов их работы. Как отмечает Г. Кутовой, сложившиеся условия ценообразования на рынках электроэнергии являются неблагоприятными для потребителя . Поэтому заслуживают поддержки предложения о необходимости государственного регулирования цен на розничных рынках, которые должны быть одинаковыми для всех потребителей (п. 2 ст. 426 ГК), покупающих электроэнергию у гарантирующих поставщиков, так как договоры с участием гарантирующих поставщиков признаются законом публичными .

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

  • __________________________________________ __________________________________________ 2 страница
  • Эталоны ответов. 1. Кишечный токсикоз с эксикозом
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
  • Опорные круги
  • Глава 74. Структура та організація діяльності органів доходів і зборів
  • Глава 12. Я резко остановился
  • ПРИМЕРЫ АРГУМЕНТОВ
  • Особые требования
  • Относительная величина интенсивности вычисляется по формуле
  • Вывод из парадокса
  • Глава 4. Топот маленьких босых ножек по паркету ранним утром
  • Тема 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере обеспечения занятости. Роль МОТ в правовом регулировании обеспечения занятости
  • Тема 15.1. Государственное управление в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и их защиты в интересах общества личности государства. 5 страница
  • Издательство Института Психотерапии 5 страница
  • Глава 8. Декабрь
  • Статья 41. Виды доходов бюджетов
  • Возведение комплексных чисел в степень
  • ТОЧКА ЗОРУ ТОТАЛЬНОСТІ
  • Глава 4. Ресторан «Бонджорно» был ужасен, но, наверное, и не догадывался об этом
  • Результати навчання