Власть и влияние лидера

Данное выше описание власти и ее источников в организации тесно связано с лидерством. Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Современные теоретики в области управления указывают, что быть менеджером и быть лидером в организации – не одно и то же.Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социально- психологического воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник – подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер-последователь". Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж.Терри, лидерство – это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникативного процесса и направленное на достижение специфической цели. Г.Кунц и С.О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели. Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет.

Хеллрейгель, Слокум, Вудмен (1995) дают организационное определение лидерства. Лидерство – это управленческое взаимодействие, основанное на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленное на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений следует, что лидерствоявляется функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Лидер получает власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей. Ф.Лютенс указывает, что лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным (Лютенс, 1999). В практике управления лидерство – это способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство для достижения целей группы или организации.



В чем же различие между лидерством и властью? Важное различие относится к совместимости целей. Для существования власти не обязательно требуется совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует. Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных источниках или на занимаемой позиции в организации. Кроме того, власть – это двусторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и в какой мере необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности? Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют: в отношении менеджера работники признали, что право на власть (легитимность) является наиболее веской причиной для подчинения, хотя в группах, не связанных с большим объемом физического труда, на первом месте была экспертная власть. Далее по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, референтная власть и на последнем месте – принуждение. Однако, несмотря на то, чтоправо на власть было признано наиболее сильно влияющим источником власти, оно тем не менее не связано с результатами работы (Robbins, 1990. P.265-270). Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная и референтная власть, которые качественно отличны от прав на власть (легитимности), власть вознаграждения и принуждения. Экспертная и референтная власти зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны. Права на власть (легитимность), власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы и удовлетворенность ниже. Права на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации.

  • Посвятительные переживания
  • Проголошення Люблінської унії та її вплив на стан православної церкви
  • СПЛИН И ИДЕАЛ
  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 страница
  • ИЗВЕСТНЫЕ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИНЫ В КИТАЕ
  • Воронеж – 2014. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Серия 10
  • Этап 5. Ищите социальную среду, благоприятствующую благосостоянию, и ограничьте общение с негативным окружением
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Внутренняя и внешняя среда организации
  • Владимир Иванович Гусев. 4 страница
  • Форма предварительной регистрации рейтингового турнира
  • Сергей Галицкий: "Тренер моего "Краснодара" сильнее Хиддинка!"
  • Все наши продукты по уходу за домом проходят обязательную государственную регистрацию.
  • Статья 25. 1. Местом нахождения Национального совета является Вена – столица Федерации.
  • Об инциденте на эритрейско-джибутийской границе
  • Тема 9. Творчество Симеона Полоцкого.
  • v.1.0 – создание fb2-документа – © Vitmaier, май 2005 г. 24 страница
  • Підстави виникнення та припинення права власності на житло
  • Теоретичні джерела концепції соціальної ринкової економіки
  • ОГНЕВЫЕ РАБОТЫ