Специфические характеристики группы рассмотрены ниже.

Тема 6 Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.

Понятие о группах и командах

На любом предприятии работники объединяются в группы. Группа — социальное образование, имеющее все признаки организации, кроме оформленной иерархии. Это более широкое понятие, чем организация, так как каждая организация может быть рассмотрена как группа, но не каждая группа представляет собой организацию. На пример, группа людей, стоящих на остановке в ожидании автобуса организацией, конечно, не будет.

Группа - общность людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения определенной цели и воспринимающих себя как часть единого целого, отличного от других групп и отдельных работников.

Руководство предприятия создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали, создавая подразделе­ния (производства, цеха, складское хозяйство и др.), и по вертикали, создавая аппарат управления (высшие, средние и низшие уровни Руководства). В каждом из крупных подразделений предприятия можно выделить более мелкие подразделения, которые можно делить и дальше. Таким образом, большое предприятие состоит из десятков и даже сотен малых групп. Эти группы, созданные по воле руковод­ства для организации производственного процесса, называются фор­мальными группами. Как бы малы они ни были, это элементы формальной организации, чьей первейшей функцией по отношению к предприятию в целом является выполнение конкретных задач и до­стижение определенных целей.

Как только создаются формальные группы, появляется социаль­ная среда, где люди начинают общаться и взаимодействовать не только по поводу работы. Например, общаются за чашкой кофе, в обеденный перерыв и после работы. В результате рождаются друже­ственные неформальные группы, которые все вместе составляют не­формальную организацию. Таким образом, неформальные группы возникают естественным путем без каких-либо указаний со стороны руководства предприятия, в рамках которого они функционируют. Члены неформальных групп могут быть представителями разных уровней формальной структуры предприятия.

Неформальные группы — спонтанно образовавшиеся группы лю­дей, вступающие в регулярное взаимодействие для достижения опре­деленной цели.

Специфические характеристики группы рассмотрены ниже.

Размер.Оптимальное число членов группы — 5 человек. Для со­браний и совещаний — в среднем 8 человек. Считается, что наиболее точные решения принимаются группой численностью 5—11 человек. В группе из пяти человек все работники обычно испытывают боль­шую удовлетворенность, чем в группах другого размера. Дело в том, что в меньших группах достаточно велика доля персональной ответ­ственности, а в группах, состоящих более чем из пяти человек, мно­гие испытывают затруднения в общении, поскольку для каждого выступающего появляется аудитория и необходимость публичного отстаивания своей точки зрения.

По мере увеличения размера группы усложняется достижение соглашения по спорным вопросам и зарождается тенденция разде­ления группы на подгруппы (клики), тенденция рассогласования целей и назревания конфликтов.



Состав группы.Под составом понимается степень сходства лич­ностей, точек зрения и подходов, которые эти личности проявляют при решении проблем. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей. Это позволит при обсуждении сложных во­просов учитывать разные мнения и точки зрения на решение про­блемы.

Сплоченность— мера тяготения членов группы друг к другу и к группе в целом. Высокосплоченная группа — это группа, члены ко­торой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похо­жими. Крепко сплоченная группа работает эффективнее других, в ней меньше проблем в общении и межличностных отношениях, выше производительность труда. Однако если сплоченная группа относится к администрации негативно, то ее действия и поведение способны существенно снизить производительность труда, а в неко­торых случаях — разрушить организацию.

Групповые нормыподсказывают членам группы, какое поведение или какая работа ожидается от них.

Групповые нормы — совокупность правил и требований, которые вырабатываются каждой реально действующей группой и регули­руют поведение ее членов, характер их взаимоотношений и взаимо­действия.

Групповые нормы влияют на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа — будет она способ­ствовать достижению целей предприятия или противодействовать этому. Это сильное влияние обусловлено тем, что отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку только при условии признания и соблюдения установив­шихся групповых норм поведения.

Групповое единомыслие.Это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, чтобы не нарушать груп­повой гармонии. Считается, что несогласие подрывает принадлеж­ность к группе, так как негативно сказывается на авторитете лидера и поэтому его следует избегать. Врезультате спорные вопросы могут решаться неэффективно, неверно, поскольку отсутствует критичес­кая точка зрения и обсуждение альтернатив.

Конфликтность.Различия во мнениях приводят к повышению эффективности решения задач группой, но и одновременно к повы­шению конфликтности жизни группы. Если удовлетворение каждо­го члена группы будет уравновешивать негативные последствия кон­фликта, то существенной угрозы жизни группы не будет. В против­ном случае она со временем разрушится.

Статус членов группыопределяется старшинством в должностной иерархии, образованием, социальными талантами, информирован­ностью и накопленным опытом, а также некоторыми другими фак­торами. Эти же факторы способствуют повышению или понижению уже имеющегося статуса в зависимости от ценностей группы.

  • ВЕРА И ЕСТЬ ВИДЕНИЕ
  • ГЛАВА 6. Вид сутаны [священнического облачения] и звон колокола обращают [фэйри] в бегство.
  • Обработка тех проблем, которые Ваши сотрудники или аутсорсеры могут обработать сами.
  • Перечислить факторы, влияющие на процесс рассеивания выбросов в атмосферу.
  • хит-парад для младших школьников и дошколят
  • Розкрити методи і показники оцінювання ефективності програм підготовки та підвищення кваліфікації в організації.
  • Измерительные магнитографы
  • Игры XXII Олимпиады. Москва, СССР, 1980
  • Дин К.Делис, К.Филлипс. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет 9 страница
  • Глава 5 Презренный и отверженный 4 страница
  • Глава 38. Глава 38. Затруднительное положение
  • Политическое самообслуживание
  • Начни с малого
  • The Panama Hat.
  • ПРОДАЖА ИНФОРМАЦИИ
  • 1.На вскрытии умершего обнаружено морфологические проявления стеноза левого атриовентрикулярного отверстия, недостаточность митрального клапана. Гистологически в миокарде - очаговый кардиосклероз, 7 страница
  • Глава 17. Счастливы были РґСЂСѓР·СЊСЏ РјРёСЃСЃРёСЃ Уэстон
  • Диагностическая деятельность.
  • Неполные карри (дешевые).
  • Печенье, конфеты, шоколад.