ИСТОРИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Франц. inconscient historique. Категория историко-культурной концепции М.Фуко, ставившего одной из целей своих работ выявление исторического бессознательного различных эпох начиная с Возрождения и по XX в. включительно; историческая конкретизация &&культурного бессознательного. Исходя из концепций языкового характера мышления и сводя деятельность людей к &&дискурсивным практикам, Фуко постулирует для каждой конкретной исторической эпохи существование специфической

[106]

&&эпистемы — «проблемного поля», достигнутого к данному времени уровня культурного знания, образующегося из дискурсов различных научных дисциплин.

При всей разнородности этих дискурсов, обусловленной специфическими задачами разных форм познания, в своей совокупности они образуют, по утверждению Фуко, более или менее единую систему знаний — эпистему. В свою очередь, она реализуется в речевой практике современников как строго определенный языковой код — свод предписаний и запретов. Эта языковая норма якобы бессознательно предопределяет языковое поведение, а следовательно, и мышление отдельных индивидов данной исторической эпохи.

Таким образом, эпистема у Фуко выступает как исторически конкретное «познавательное» поле, предопределяющее сознание своего времени; иными словами, выступает как исторически конкретизированное &&коллективное бессознательное.

Господству этого исторического бессознательного Фуко противопоставляет деятельность «социально отверженных»: безумцев, больных, преступников и, естественно, в первую очередь, художников и мыслителей. С этим связана и мечта Фуко об идеальном интеллектуале, который, являясь аутсайдером по отношению к современной ему эпистеме, осуществляет ее деконструкцию, указывая на слабые места — на изъяны общепринятой аргументации, призванной укрепить власть господствующих авторитетов и традиций.

ИСТИННО-РЕАЛЬНОЕ &&АБЪЕКЦИЯ, ИСТИННО-РЕАЛЬНОЕ

ЙЕЛЬСКАЯ ШКОЛА &&ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ

КОД

Франц., англ. code. Совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы: иными словами, код обеспечивает коммуникацию. Для этого он должен быть понятным для всех участников коммуникативного процесса и поэтому согласно общепринятой точке зрения носит конвенциональный характер. «Конвенциональная природа коммуникативных процессов, — считаетА. Е. Левин, — отнюдь не обязательно выражается эксплицитно; более того, конвенции, определяющие функционирование естественных языков, всегда создаются имплицитно, «самоустанавливаясь» в множествах коммуникативных актов, и

[107]

лишь впоследствии эксплицируются на метауровне лингвистического описания» (Левин:1974. с. 135). (также &&двойной код,&&текстовой анализ,&&постмодернизма код).

  • САМООРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА 1 страница
  • Внешняя среда организации
  • Чехлы на матрацы и подушки подвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц;
  • Тонкее, тонъшеи, тончее
  • Правила, утвержденные данным документом, и пункт 6 данного документа, признающий утрачивающим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня 7 страница
  • Порядок подачи котировочных заявок
  • МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. В середине XIX применение микроскопа вывело естествознание на уровень клеточного
  • Пенсионные фонды В США.
  • Использование пробы Манту у ВИЧ-инфицированных лиц
  • Нарушения письменной речи.
  • Бой за Малый Хильм.
  • ГЛАВА 15
  • Невероятная история Прота – пациента психиатрической больницы, называющего себя пришельцем с далекой планеты Ка-Пэкс, – и талантливого психиатра Марка Фуллера, который пытается излечить загадочного 12 страница
  • Порядки и обычаи. Наиболее важной вещью для Тореадоров является опека красоты и искусства
  • Освобождение от всего, что связывает
  • ОДИН И СЕМЕРО
  • Керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси.
  • Общие принципы работы в ОС Windows
  • Концепция кооперативной безопасности
  • Парадный костюм