Больше нет страха

Православные христиане верят, что, живя в Церкви и участвуя в Таинствах, человек приобщается ко Христу, а следовательно, и к Его бессмертию. При этом, как писал известный богослов и философ протоиерей Георгий Флоровский, «христиане… стремятся получить нечто более великое, чем «природное» бессмертие. Они стремятся к бесконечному единению с Богом, то есть, по удивительному выражению ранних Отцов, к обожению».

Дело в том, что святой человек становится фактически живым храмом Бога. Благодаря этому иногда даже встречается частичное или полное нетление мощей святых, а в будущем смерть и тлен вообще исчезнут как таковые, потому что мы все воскреснем.

Церковь верит, что воскреснут, то есть вернутся в свои тела в конце времен все люди, а не только святые. И это ничуть не странно, ведь если Бог когда-то без труда уже сотворил весь мир и человека из ничего, то тем более Ему будет просто восстановить Свое творение из уже существующих материалов.

Но что делать, если человек уже все понял и поверил в святость мощей, а прикладываться к ним ему все равно что-то мешает – например, неожиданная брезгливость? Как правило, мощи закрыты от прямого контакта (чаще всего стеклом), но это делается лишь для их сохранности, а вот с брезгливостью православному христианину совершенно необходимо бороться, потому что она неестественна. Чем тут пренебрегать? Ведь мы все и сами такими будем. Здесь вряд ли есть что-то, кроме страха перед собственной смертью.

Иногда слышатся и недоумения из-за того, что мощи разделяют на части. Но это делается лишь для того, чтобы как можно больше людей могло приложиться к ним, и хотя для современного человека это довольно странно, Церковь не возражает против отделения частиц мощей, потому что святыня от разделения нисколько не уменьшается. Размер частицы мощей неважен, любая из них – святыня. Часто люди этого не понимают или попросту не знают, мощи каких святых уже есть в их краях, или думают, что разные части мощей одного святого имеют разную «силу святости». Существует и другая крайность, когда стремление приложиться к мощам начинает напоминать некое суеверие, ведь не все понимают суть почитания мощей и то, что, молясь перед ними, нужно обращаться не к телу, а к самому святому как к личности.

Махинаций вокруг почитания мощей всегда было очень много. Умберто Эко в книге «Имя Розы» высмеивает доверчивость главного героя, которому рассказали о существовании великой святыни – черепа Иоанна Крестителя в двенадцатилетнем возрасте!.. Но все эти суеверия, конечно, не могут перечеркнуть саму идею святости мощей. Мы обладаем телом, это тело дано нам на веки вечные как часть нашей личности, и если человек свят – свято и его тело.

Церковь не боится смерти, не боится и тел умерших, и потому горе и ужас этой трагедии она переживает вместе с человеком. Равно как и само таинство смерти – ведь то, что пройти через смерть предстоит каждому из нас, не подлежит сомнению. В покаянном каноне поется: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видехбово гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна?». В этих словах – настоящая боль сопереживания, но страх современного человека перед трупом Православию совершенно несвойственен. Всякое тело, даже мертвое, остается творением Бога, и пусть оно искажено смертью, но не позволит же Господь ему остаться в этом состоянии навсегда. Он восстановит всех нас в той славе, которую Он задумал для человека от создания мира.

  • Практична робота №9
  • Финансовые средства государственной и муниципальной систем здравоохранения. Финансовые средства системы ОМС. Их целевое назначение.
  • Наш комментарий. Ст. 1-2.0 визите восточных волхвов (в греческом оригинале: магов) к семье Иисуса сообщает
  • Цель и задачи
  • Когда шестнадцатилетний Карл Россман, отправленный опечаленными родителями в Америку из-за того, что некая служанка соблазнила юношу и родила от него ребенка, медленно вплывал на корабле в 16 страница
  • СТРЕМЛЕНИЕ К НОВОМУ
  • Про що повстанець не повинен ніколи ні з ким говорити? 2 страница
  • Фрустрационное поведение
  • ЗАДАНИЕ. 8. Явление действительности, фрагмент действительности
  • А потом он рухнул на ковер, и вес Дамиана прижал его к полу. Последней мыслью его, прежде чем он соскользнул в беспамятство, было: «Не оставляй меня».
  • Связи юридических лиц АРМ с БУ
  • ЛЮБОВНИЦА ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕЙТЕНАНТА 32 страница
  • ЧТО ВЫЗЫВАЕТ В МУЖЧИНАХ ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
  • Тема 17. Первинне спостереження: документація та документування в бухгалтерському обліку
  • ПОЧЕМУ ОНА ПЛАКАЛА?
  • Симптом и примирение
  • Методы стандартизации.
  • Эпизод 16: Конец Золотой Эпохи
  • 12 страница. Партесное пение (лат
  • Африканська система захисту прав людини 2 страница