КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

ОЩУЩЕНИЯ

ПОНЯТИЕ

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

ФУНКЦИИ

Сигнальная- уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная)- построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная- адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Ощущение - результат нервных процессов, происходящих в спе­циальных нервных устройствах - анализаторах. Этот процесс не что иное, как рефлекс (см. рис. 1).

Анализатор-сложный комплекс анатомических структур. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему


ТЕОРИИ ОШУЩЕНИЙ

Рецептивная.Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая.Согласно этой теории «ощущение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (ВЛ. Ленин).

Рефлекторная. Врамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зри­тельные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.



По характеру отражения и месту расположения рецепторов класси­фикация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные(рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные(рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и экстероцептивные(рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными(промежуточными) и неспецифическимивидами ощущений.

  • ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
  • Родная речь как юридическая проблема
  • города Алматы через грант проекта ПРООН/ГЭФ
  • Подпись руководителя ______________ (________________)
  • Жалезны век на тэрыторыі Беларусі.
  • Три закона динамики Ньютона.
  • Позиция психотерапевта
  • Факторы повышения экономической эффективности отеля
  • Продукция прокатного производства
  • Марти Уолт. Бунтовщик или "дисфункциональный" ученик
  • Общий осмотр.
  • ЧЕЛОВЕК И КОШКА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЙСТВИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ В АЛЬПИНИСТСКИХ ВОСХОЖДЕНИЯХ И ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ
  • Последовательные попытки
  • Преступление и наказание по Судебнику 1497 г.
  • Санитарная микробиология.
  • Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях
  • VI ФИЛОСОФИЯ ОБЪЕКТИВИЗМА
  • Узнать искомого.
  • Тема 88. Сходство и различие средневековых латинских и кириллических почерков.