ГЛАВА XXVIII Об уважении монархов к своим подданным

Монархи должны соблюдать большую осторожность в шут­ках. Умеренная шутка приятна, потому что она устанавливает более непринужденные отношения, но колкая шутка менее дозволительна для них, чем для последнего из их подданных, так как только в их устах она всегда наносит смертельные раны.

Еще менее позволительно им подвергать подданного явному оскорблению: они поставлены для того, чтобы про­щать или наказывать, но отнюдь не для того, чтобы оскорб­лять.

Оскорбляя своих подданных, они поступают с ними более жестоко, чем повелители турок или московитов - со своими. Эти последние своими оскорблениями унижают, но не бес­честят людей; а они и унижают, и бесчестят их.

Азиаты по свойственному им предрассудку видят в причи­ненной им государем обиде доказательство его отеческого внимания; а в нас по свойственному нам образу мыслей жгу­чая боль от перенесенного оскорбления усугубляется отчая­нием от невозможности смыть его.

Государи должны радоваться, что имеют подданных, для которых честь дороже жизни, для которых она является сти­мулом не только мужества, но и верности.

Вспомним о несчастьях, постигших государей, которые оскорбили своих подданных: о мести Херея, евнуха Нарсеса и графа Юлиана, наконец, о герцогине Монпансье, которая, обидевшись на Генриха III за то, что он разгласил некоторые ее тайные недостатки, нарушала его спокойствие в продолже­ние всей его жизни.

ГЛАВА XXIX О гражданских законах, которые могут внести немного свободы в деспотическое правление

Хотя деспотическое правление по своей природе везде оди­наково, но различные обстоятельства, религиозные убеждения, предрассудки, полученные примеры, свойства ума, обычаи, нравы могут внести в него значительные различия.

Весьма полезно, если в таком государстве имеются опреде­ленные укоренившиеся понятия. Так, в Китае на императора смотрят, как на отца народа, а в начале существования госу­дарства арабов государь был там проповедником.

Хорошо также, если там есть какие-нибудь священные книги, которые могут служить правилом поведения, каковы Коран у арабов, книги Зороастра у персов, Ведды у индийцев, классические книги у китайцев. Религиозный кодекс воспол­няет недостатки гражданского и ограничивает произвол.

Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаях сове­щались с духовными властями, как это делается в Турции, где кади вопрошают мулл. В случаях же преступлений, караемых смертью, желательно, чтобы судья, если он есть, уведомлял и губернатора, дабы гражданские власти и церковные умерялись еще и политической властью.

  • Геополитическое положение Монголии.
  • Станкостроение
  • Коробки в каменных домах
  • Помни, что мысли творят. Поэтому, если ты думаешь, что деньги — это плохо, и при этом считаешь себя хорошим... в общем, ты сам видишь, что это ведет к конфликту.
  • ИЮНЯ, ПЯТНИЦА 3 страница
  • Лейла Гамхарова. Типа отец у нас
  • Принципы управления информационными технологиями
  • Глава XXI. Итак, когда Авраам и Лот отделились друг от друга, не вследствие постыдного раздора
  • Требования к выпускной квалификационной работе
  • Организационная и производственная структура предприятия.
  • Б.1 Испытания на статическое растяжение
  • Задача 7. Гродненский государственный медицинский университет
  • Выплата по карточкам осуществляется сразу же после окончания событий
  • Введение. Культурология
  • Товара для перепродажи
  • Термины и определения
  • Нарушением сгибания голени
  • Лучшие студенты получат работу в свадебном агентстве LUXURY !!!
  • Студент Лесного института.
  • Приложение 24