Основные фазы информационной коммуникации

Все переломные моменты в истории общества связаны с накоплением информации и появлением новых способов и средств информационного обмена. Накопление информации ведет к расширению информационных полей и изменению механизмов их формирования. С течением времени изменяется и система социокультурного восприятия информации. Ускорение информационных потоков оказывает влияние на темпы и характер развития общества.

Исторический опыт показывает, что общественное развитие невозможно вне информации и каналов ее распространения. Расширение информационных каналов всегда приводит к ускорению темпов развития общества. Однако степень усвоения информации зависит от множества факторов, которые формируют информационное поле (пространство): социокультурных, профессиональных, половозрастных и т.д.

Необходимо отметить, что исследователями используются разные подходы к периодизации и анализу развития социальных систем через призму накопления знаний, развития знаковых систем и информационных технологий.

Основными фазами информационной коммуникации, вышедшими из рамок естественных, по мнению автора, являются:

o письменная фаза;

o книжная фаза;

o электронная фаза;

o компьютерная фаза.

2.3.3.1. Устная фаза. Это аудио-сенсорная (или до-письменная) эпоха, когда возникла и доминировала устная речь (примерно 65 тысячелетий назад), пережившая, наверное, целый ряд собственных "эпох развития", готовивших базу для возникновения письменности,

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на человечество революционным образом. Как писал Ф. Энгельс: развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу.

Речь является отражением мыслительных процессов, образа жизни человека, при этом культура речи наиболее ярко отражает уровень развития человеческого интеллекта и культуры.

Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

o приметы, включая симптоматику народной медицины;

o гадания;

o предзнаменования (знаменья);

o язык;

o изобразительную группу: музыка; графико-живописная изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

o прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

o измерительную группу: меры;

o пространственные ориентиры;

o сигналы в контуре управления;

o обряды.

На устной фазе возникла геронтократия (власть старейшин) как социальное явление. Уважение к старшим помимо морально-этической (субъективной), имеет информационно-прагматическую (объективную) основу. Племя сохраняло старейшин даже тогда, когда погибали от голода дети, ибо память старейшин, их знания служили гарантией для выживания всего племени.

В этот период складывается трехпоколенная семья. Старшее поколение занималось сбором, осмыслением и, главное, передачей информации двум другим поколениям. Зрелое поколение обеспечивало существование социума, использовало и накапливало информацию. И, наконец, юное поколение училось или потребляло информацию и обеспечивало информационную преемственность социума.



В рамках устной фазы, как пишет А.В. Соколов, произошло обожествление слова, нашедшее отражение в мировых религиях. Господь творил мир не действиями, а словами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все через Него начало быть» (Иоан. 1:1―3); «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1:3). В Коране написано: «Его приказ, когда он желает чего-нибудь, — только сказать ему: «Будь!» и оно бывает» (36, 81―82). В одном из гимнов Ригведы, об­ращенном к богу Агни, говорится: «Он укрепил небо истинными священными словами» (Ригведа. Мандалы I―IV. М., 1989. - С. 85).

Священные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче; этому спо­собствовали ритмический размер, повторяющиеся стан­дартные фразы, музыкальное сопровождение многих гим­нов. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных.

По мнению А.В. Соколова, нельзя считать, что недокументированная со­циальная память не надежна. Древнейший из памятников словесного искусства — собрание гимнов Ригведа датиру­ется XVIII ― XII вв. до н.э., а запись (кодификация) Ригведы состоялась только в XII ― XV вв. н.э. Очевидно, что столь сложное литературное произведение не могло сохранить­ся более трех тысяч лет в народной памяти, если бы в арий­ских племенах Индии не было бы тысячелетних традиций устного творчества.

Соколов подчеркивает, что дописьменная словестность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины: люди, не владевшие общинным языком, представлялись им «немыми» или вовсе «нелюдьми»; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функциониро­вание неовеществленной социальной памяти, заключаю­щейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практичес­кого опыта, наконец, священного мифологического созна­ния и самосознания.

Передача информации осуществлялась преимущественно вербальным способом, поэтому язык должен был быть достаточно конкретным для обеспечения адекватности понимания, и в тоже время, многовариантным для описания неизвестных явлений через сходные. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации.

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано 100 стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации, что активно используется в рекламе. Талантливый поэт, сказитель в дописьменных об­ществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Наиболее яркий пример – это Гомер.

Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов А.С. Пушкина очень близко к пределу – информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов – существенно ниже, за исключением В.В. Высоцкого.

Устная фаза открыла возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Однако дальнейшему его развитию стало мешать главное ограничение межличностного информационного общения на устной фазе - необходимость непосредственного контакта между людьми, т.е. практического совпадения их взаимодействия во времени и в пространстве.

2.3.3.2. Письменная фаза.Это письменно-сенсорная эпоха, когда письменность всерьез начала конкурировать с аудио-каналом (примерно, начиная с V-IV века до нашей эры).

Способность человека к абстракции и символике привела к созданию письма, на формах которого основаны все шрифты, даже наиболее современные символы. Связь между рукописными и печатными буквами наиболее ярко прослеживается в истории европейского типографского дела.

Как уже упоминалось, среди историков нет единства в объяснении происхождения письма. Большинство склоняется к однолинейной эволюции: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм — иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Последнее принято мно-гими народами, но не всеми.

Первые алфавиты изобрели финикийцы и греки, совершавшие дальние плавания и нуждавшиеся в передаче точных сведений на большие расстояния. Для них важным условием письма была скорость написания текста и простота начертания букв. Поэтому идеографические системы, которые существовали в то время на Востоке, не подходили, ввиду сложности начертания тех образных знаков, которые указывали на предметы и явления, о которых шла речь. Открытием, которое трудно переоценить, явилось создание фонетических алфавитов, содержащих лишь 20-30 знаков для транскрипции языка. Древние греки значительно усовершенствовали финикийский алфавит. Новый алфавит лег в основу системы латинских и греческих букв, используемых сегодня.

К IV в. до н.э. ионический шрифт принял прямоугольную форму современного прописного начертания букв. В Древней Греции и Риме письмо приняло гармоничную и сбалансированную форму, которая известна как лапидарная благодаря ее сходству с монументальным шрифтом для гравирования надписей на камне (lapidarius – каменотес). Можно считать, что латинский прописной шрифт лег в основу западных рукописных шрифтов, а позднее и типографских.

Кириллическая азбука подражала этим вертикальным, монументальным стилям письма. Систематически употреблявшаяся как фонетическая форма у крестившихся славянских народов, она получила здесь широкое распространение. Прообразом этого письма было греческое уставное письмо. Создателями кириллицы были славянские просветители IX века Кирилл и Мефодий.

Письменность с большим трудом входила в общественную практику, преодолевая сопротивление не только невежд, но и интеллектуальных гениев своего времени. Отказывались от письменного изложе­ния своих учений Пифагор, Сократ, Будда, Христос и др. Но не будь у них учеников, почитавших не только своих учителей, но и письменность, кто бы сегодня знал их имена.

Именно письменности мы обязаны появлению науки и мировых религий. Если в дописьменном обществе, до появления цивилизации в узком смысле слова ведущими формами идеологии были мифология и магия, то изобретение письменности вызвало дифференцированные жанры счетно-письменной и литературно-письменной деятельности, что привело к углублению философского мировоззрения и познания. На письменной фазе информационного обмена развились различные формы внеличностного представления внешнего и внутреннего опыта человека, такие как театр, пластика, а также музыкальные формы.

Создание письменности принципиально изменило человечество. Среди социальных последствий его изобретения можно выделить такие как:

· решение проблемы хранения информации;

· сохранение преемственности поколений в их развитии;

· создание первой пространственно отделенной от субъекта формы моделирования природного и социального мира;

· создание общества, в строгом, научном смысле слова, как цивилизации;

· предоставление возможности оперировать социальной значимой языковой информацией вне прямого контакта;

· языковое революционизирование знаковых способов организации общества;

· способ сохранения языка в живом виде. Как правило, народности, не имевшие письменности, постепенно ассимилировались в другие культуры;

· определение признака цивилизованности и культурности. Неграмотный человек, начиная с этого этапа развития информационного обмена, стал неспособен к эффективной социальной деятельности.

2.3.3.3. Книжная фаза.Печатно-сенсорная эпоха, наступила, когда рукописная письменность начала вытесняться печатным станком (середина XV в.), породившим печатные СМК, резко увеличившие загрузку визуального и вербального каналов.

В рамках книжной фазы у человечества появилась возможность массового тиражирования текстов и обеспеченность реального сохранения авторства, в современной терминологии - интеллектуальной собственности (за счет выходных данных книги), а также существенно расширилось географическое пространство распространения информации, и увеличилась оперативность обмена ею. По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличивало ее силу в сотни раз.

Между 1041 и 1048 гг. в Китае была изобретена техника печати с помощью подвижного глиняного шрифта. Но из-за огромного числа иероглифов, используемых в китайской письменности, набор подвижного шрифта был сложной и трудоемкой процедурой, поэтому в книгопечатании Китая до сравнительно недавнего времени чаще применяли не подвижной шрифт, а ксилографию.

Около 1440 г. немецкий печатник Иоганн Генсфлейш, известный как Гутенберг из Майнца, предпринял попытку объединить и организовать все процессы печатания текстов: изготовление пуансонов и матриц, литье металлического шрифта, набор текста и применение ручного пресса. Его 42-строчная Библия – первое великое достижение европейского книгопечатания. Она была набрана узкими и острыми готическими буквами, употребляемыми в то время для экономии пергамена.

Вторая половина XV века — время триумфального шествия новой технологии книжного производства по странам и городам Западной Европы. В течение 50 лет было основано более 1 100 типографий, выпустивших в общей сложности 35―45 тыс. названий первопечатных книг тиражом около 20 млн. экземпляров. За первые 50 лет книго­печатания европейцы получили в свое распоряжение больше книг, чем за две тысячи лет книжного рукописания. Но до нашего времени сохранилось не более одного процента их числа - порядка 200 тыс. Книги, вышедшие в свет ранее 1 января 1501 г., называ­ются инкунабулы(кунабулум — лат. колыбель; дословно «в колыбели»).

Первая русская датированная печатная книга – “Апостол”, созданная И. Федоровым и П. Мстиславецом, вышла в свет в 1563-1564 гг.

За прошедшие столетия люди непрерывно писали и производили книги, человеческой жизни не хватит даже для того, чтобы прочесть их названия. В крупнейшей библиотеке мира – библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг. А богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (С.-Петербург).

Печатные газеты появились на заре XVII в. сначала в Германии (1609 г.), затем в Англии (1622 г.) и во Франции (1631 г.). В России первая газета, «Ведомости», увидела свет в 1702 г. Газетное дело начало победное шествие по планете. К концу XIX в., по данным, собранным Н. Рубакиным, на один миллион жителей приходилось периодических изданий: в Швей­царии — 230, Бельгии — 153, Германии — 129, Франции — 114, Норве­гии — 89, Великобритании — 88, Испании — 68, Италии — 51, Авст­рии — 43, Греции — 36, Сербии — 26, России — 9.

Историки установили, что процесс распространения знаний о прессе развивался, не менее стремительно, чем она сама. Уже в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже — диссертация по вопросам права прессы. По ста­тистическим данным, опубликованным К. Котиком, за период с 1885 по 1923 гг. только в одной Германии была защищена 221 диссертация по проблема­тике функционирования газеты.

Индустриальная коммуникационная система – высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета стали заметны ее слабости, такие как, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, сложности хранения и обработки, а через это, возникновение теории кризиса печатной фазы.

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении эффективности информационного обмена за счет:

· резко возросшего объема публикуемых данных. Возникло противоречие между размерами потоков печатной информации и индивидуальными читательскими возможностями ее потребителей;

· усложнения междисциплинарного научного обмена. Сложилась ситуация, когда стало легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса);

· возросшего объема неопубликованной информации;

· обострившейся проблемы мирового межъязыкового обмена;

· исчерпания возможностей бумажного типа носителя, не позволяющего организовать оперативный информационный обмен и его обработку.

Парадокс социальной коммуникации в условиях информационного кризиса - явление информационного “тромбоза”, т.е. информационного “взрыва” (лавинообразного роста объемов социально значимой информации), сопровождающегося информационным “голодом” (физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из общего потока).

Таким образом, появилась потребность в более совершенных технических средствах для разрешения информационного кризиса. В связи с этим, книга, разумеется, в основном, деловая, а не художественная, в настоящее время все более обретает электронную форму. Однако исчезновение книги не прогнозируется. Но в любом случае, необходимо сохранить книгу как атрибут культуры, средство формирования образного, абстрактного мышления, без которого информатизация общества теряет свой смысл.

2.3.3.4. Электронная фаза. Время, когда широкое распространение радиоэлектронных средств массовой информации (с начала XX в.), временно и узко-своеобразно активизировало аудио-сенсорный канал (радио), заторможенный затем телевидением,

Если изобретение печати послужило массовому распространению социально значимой информации через диахронический (вертикальный, исторический) процесс, то изобретение других технических средств дало толчок распространению информации, как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и глобально.

Письменная фиксация информации, несмотря на ее широчайшее распространение и непререкаемый авторитет, выигрывая с технической точки зрения, всегда проигрывала устному общению искусственностью и существенной обезличенностью. Поэтому человечество стремилось наделить устный информационный обмен достоинствами письменного, сохранив при этом его чувственно-эмоциональную составляющую. Следует помнить, что именно устное общение создало современную цивилизацию и никакими техническими суррогатами заменить его нельзя. Первым революционным прорывом, положившим начало ренессанса устного информационного обмена, стала звукозапись.

Звукозаписьвпервые произведена Т. Эдисо­ном, который в 1877 г. запатентовал принципиально новый тип устройства - фонограф. Носитель записи в фонографе — цилиндр, покрытый слоем воска; записывающий и воспроизводя­щий элемент — игла, связанная с мембраной. Зна­чительно улучшенный вариант фонографа — граммофон (от греч. «грамма» — запись + «фон» — звук) с записью звука на граммофонную пластинку создал в 1888 г. немец Г. Берлинер. Портативный вариант граммофона — па­тефон (от названия французской фирмы-изготовителя Пате) в 50-х годах XX века был вытеснен электрофоном. В XX веке получил распространение магнитный способ звукозаписи, который реализован в профессиональных и бытовых магнитофонах.

Фиксация звука явилась более высоким витком спирального развития цивилизации, но она не решила вторую задачу, стоящую перед технизацией общения – передачи информации в режиме реального времени. Ее решение взяло на себя радио. После первой мировой войны массовые масштабы приобрело радиолюбительство. Детекторные приемники пользовались стремительно растущим спросом. Объем продаж радиотоваров составил в США в 1922 г. — 69 млн. долларов; в 1923 г. — 136 млн., в 1924 г. — 358 млн. долла­ров. В 1920-е годы появились частные и государствен­ные радиостанции, использующие микрофоны, ламповые приемники вытеснили примитивные детекторы, большин­ство граждан превратилось в радиослушателей. Радиове­щание вступило в свои права как средство массовой коммуникации. Человеческая речь понеслась над планетой, доступная в любой ее точке. Началась эра глобального общения.

Радио, как пишет А.В. Соколов, доверяли больше, чем прессе, ибо оно работало в прямом эфире, передавало живые голоса политических лидеров и свидетелей текущих событий. Прессу же счи­тали продажной и лживой. В 1934 г. Ф. Рузвельт, умело использовавший возможности радиовещания, вы­играл президентскую гонку, хотя 80% газет было против него. В пропагандистской машине Сталина и Гитлера радио всегда отводилось одно из центральных мест, наряду с кино. Ра­диообращения вождей гипнотизировали слушателей.

Электронизация информационного обмена продолжилась в сторону дополнения аудиоинформации – информацией визуальной. Процесс этот прошел ряд этапов. Кинематографкак вид искусства и средство мас­совой коммуникации ведет свою историю с 28 декабря 1895 г., когда перед посетителями парижского «Гран-кафе» на бульваре капуцинок произошла демонстрация «движущейся фотографии» на полотне экрана. Авторами изобретения считаются Л.Ж. Люмьери его брат и помощник О. Люмьер.

Немое кино — принятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его развития, когда изображение было лишено синхронно записанного звука. Но буквально с пер­вых сеансов в конце XIX века кинопоказ сопровождался импровизированным музыкальным аккомпанементом, а позже — декламацией или грамзаписями. Несмотря на ску­дость изобразительных возможностей, немое кино быстро стало излюбленным зрелищем народных масс. Выделилось художественное кино (мелод­рама, приключенческий фильм, комедия, боевик), знающее выдающихся режиссеров и актеров, и документальное кино.

Однако незавершенность информационного процесса обусловили его вытеснение в середине 1930-х годов звуковым кино. Впервые был достигнут синтез электроннообусловленных визуального и аудиального информационных потоков, обеспечив тем самым создание искусственного аудиовизуального сообщения. Кинематограф как средство массовой коммуникации обладает не только художественной правдивостью и до­кументальной достоверностью, фильмы, подобно про­изведениям печати, можно тиражировать, распространять и пространстве и хранить во времени. Фильмы, как и кни­ги, сделались фрагментом овеществленного культурно­го наследия общества.В этом состоит громадное куль­турно-историческое значение кинематографа. Человечество на качественно новом уровне вернулось в мир чувственной информации, ограничив сферу логического информационного пространства.

На 1950-1990-е годы пришелся последний этап электронной фазы. Важнейшим ее достижением стало создание и повсеместное распространение телевидения и видеозаписи.

Радиовещание и телевидение пришли в дом каждого человека XX века, заполнили своими программами его свободное время. В домах состоятельных буржуа про­изошла перепланировка жилищного пространства: если до середины 1950-х годов центром этого пространства был камин, и интерьер комнаты организовывался соответству­ющим образом, то теперь центром стал телеприемник; другой вариант — телевизор вместо пианино. Телевиде­ние усугубило атомизацию индустриального общества, подменило живое информационное пространство виртуальным. Раньше люди путешествовали, разговаривали, думали, чтобы познать мир и приобщить­ся к настоящей Культуре, а теперь телезритель доволь­ствуется культурными суррогатами, предлагаемыми ему с телеэкрана в готовом и легко усваиваемом виде.

2.3.3.5. Компьютерная фаза. Компьютерно-сетевая эпоха началась с середины XX века, и с тех пор постоянно обогащает цивилизацию принципиально новыми и неизведанными сенсорно-интеллектуальными композициями.

Существенным шагом на пути разрешения информационного кризиса, разразившегося в конце книжной фазы, стало создание в 1971 г. микропроцессора. Последовавшее за ним бурное развитие информационных технологий привело к тому, что со второй половины 1970-х годов они начали играть качественно новую роль в экономической и социальной жизни индустриально развитых стран. Информация и знания становятся основным продуктом производства и потребления; такими же или даже еще более значимыми ресурсами общества, как природные богатства, труд и капитал. Возникло понятие информационного общества, которое используется для описания нового общественного строя.

Вместе с тем, следует отдавать себе отчет в том, что процесс создания информационного общества находится в самом начале и, несмотря на ускорение трансформационных процедур, займет многие десятилетия. Однако ряд изменений заметен уже сейчас, и многие достижения мультимедийных сетевых технологий являются реальностью сегодняшнего дня.

С внедрением компьютеров в человеческую деятельность появились машинные документы (электронные документы). Подход, свойственный письменной и книжной фазам, и основанный на обмене информацией, посредством традиционного (аналогового) документа, не соответствует, по мнению В. Конявского и В. Гадасина, требованиям перспективного этапа развития электронного взаимодействия.

Различия между аналоговой и электронной средой существования документа носят, по их мнению, системный характер. Модели документов, построенные с учетом характеристик традиционной (аналоговой) или электронной (цифровой) среды, приводят к полярным результатам. Следовательно, можно говорить об асимметричности аналоговой и электронной среды.

В аналоговой среде информация понимается как сведения, знания о чем-либо или ком-либо, что предполагает наличие интерпретатора (человека), преобразующего совокупность физических сигналов в информацию. В электронной среде нет ни знания, ни сущности: объектам среды, программно-техническим средствам вычислительной техники это "неведомо". Здесь "информацией" считается лишь то, что "приказано" считать таковой. "Начальником", отдающим "приказы", является внешний относительно среды субъект: автор или потребитель сообщения, выбирающий информационную систему, выполняющую его "распоряжения".

Аналоговая среда - среда похожести, приблизительности, изменяемости документа в пространстве и времени. Электронная - среда однозначности, точности, постоянства электронного документа в пространстве и времени. Восприятие информации в аналоговой среде одномоментно и целостно, в электронной среде - последовательно и фрагментарно. В аналоговой среде любые два "одинаковых" экземпляра документа обязательно чем-то отличаются. В электронной среде они неразличимы, как две капли в одном стакане воды.

Аналоговый документ, по определению В. Конявского и В. Гадасина, не воспринимается объектами электронной среды, электронный документ - субъектами аналоговой среды (людьми). Распечатанный документ или изображение на экране монитора - это не электронный документ, а аналоговый документ, имеющий, правда, прямое отношение к исходному электронному документу.

Другой стороной информационного обмена в рамках компьютерной фазы является трансформация текста в гипертекст. В отличие от обычного текста, который является линейным средством коммуникации, т.е. читается последовательно от начала к концу, сегодня все шире используются компьютерные гипертекстовые технологии с нелинейной организацией текста, под которой понимается наличие в тексте большого количества взаимных ссылок. Специалистами отмечается, что у пользователя появляется выбор средств «навигации» по тексту и возможность активно влиять на этот процесс, вплоть до создания собственного оглавления. Благодаря этому произошел переход от «жесткой» страницы текста к «мягкой».

Мягкая страница в отличие от традиционной превращается из носителя неизменной, раз и навсегда данной информации, в собеседника, отвечающего на вопросы, возникающие у читателя в процессе работы с текстом. Тем самым потребитель информации перестает быть зависимым от конкретного источника ее получения, а получает доступ ко всем открытым информационным ресурсам, доступным сегодня человечеству.

  • Об умерщвлении.
  • Глава 16. Тяжело дыша, Мирослава пыталась оттолкнуть Артема, который все-таки догнал ее и прижал
  • Я жила спокойной и нормальной жизнью. Пока одна находка не изменила всё в считанные секунды! Ты живёшь в реальном времени, но тут раз, оказываешься в другом времени и в другую эпоху! Когда человек 14 страница
  • История о неизвестной церкви
  • Что происходило в духовном мире в эти минуты?
  • Что такое матрица, отличие матрицы от определителей. Перечислите и приведите примеры различных видов матриц.
  • Генрик Исаевич Сенкевич 13 страница
  • Уголовный кодекс Республики Казахстан 9 страница
  • Klugheit
  • Форум создавал не я, а другие верующие, с которыми я не общался.
  • «ЧИТАТЕЛЯ? СОВЕТЧИКА? ВРАЧА?»
  • Розділ І. Традиційні методи навчання у процесі вивчення правознавства.
  • II. 5.1. Общее понятие о группах и коллективах
  • Способы регистрации нежелательных форм поведения
  • ПАРАЗИТОЛОГИЯ И ИНВАЗИОННЫЕ БОЛЕЗНИ
  • Преобразование (трансформация) электрического тока
  • II. РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 2 страница
  • Самодиагностика, или Что я думаю о себе
  • CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С ПРИМЕРАМИ РЕШЕНИЯ. 1. Среди микрофотографий различных участков коры головного мозга нужно отобрать те
  • Токсемическая форма острой лучевой болезни