Портреты социологов. Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – русский социолог

Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – русский социолог. История, по Михайловскому, управляется стабильными законами, ведающими порядком и сменой фаз исторического движения, они определяют необходимость и направление развития, полагая пределы личности, за которые она не в состоянии переступить. Но внутри этих пределов личность «ставит цели в истории» и двигает к ним события, иначе говоря, реальное содержание законам истории дает идеал. Поэтому социология должна начать с «некоторой утопии», т.е. построения социального идеала. Михайловский стремится в науке слить «правду-истину», добытую путем беспристрастного, объективного наблюдения, с «правдой-справедливостью», соответствующей нравственным представлениям социолога. Если достижение «правды-истины» возможно на путях применения объективного метода при отборе, списании и вскрытии причин явлений, то при их оценке решающее значение имеет «правда-справедливость», В этом, по Михайловскому, суть «объективного метода» в социологии. В центре социологии стоит личность. Поэтому практической задачей социологии является «борьба за индивидуальность». Михайловский одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном и социогенном, пытаясь представить их в единстве. Изучая влияние общественного организма на личность, он стремился выявить экономические принципы, благоприятствующие развитию личности. В середине 70-х гг. XIX в. Михайловский связывает проблемы «борьбы за индивидуальность» с учением о кооперации, с конца 70-х гг. делает упор на социальную (коллективную, в терминологии Михайловского) психологию, выступающую как основа социологии.

Основные труды: Последние сочинения. Т. 1, 2 (СПб., 1905).

Мид Джордж Герберт (1863–1931) – американский философ, социолог и социальный мыслитель. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы как орудие приспособления субъекта к реальности. По Миду, общество и социальный индивид (социальное Я) конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» – этапы превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Таким образом, происхождение Я целиком социально, а главная его характеристика – способность становиться объектом для самого себя. Богатство и своеобразие заложенных в человеческой личности реакций, способов действий, символических содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует. Структура завершенного Я, по Миду, отражает единство и структуру социального процесса. Социальная концепция Мида оказала большое влияние на последующее развитие социальной психологии и легла в основу символического интеракционизма. Ряд исследователей не без оснований сближает представления Мида о социальной жизни с идеями феноменологической социологии. (Некоторые идеи и построения Мида получили существенное развитие в работах Щюца.)



Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Психология пунитивного правосудия // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Аз и Я // Там же.

Интернализованные другие и самость // Там же.

От жеста к символу // Там же.

Кули Чарльз Хортон (1864–1929) – американский социолог, социальный психолог, автор теории «зеркального Я», один из основоположников теории малых групп. Кули ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются интимными, личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (теория «зеркального Я»). Правильно отмечая некоторые существенные черты социализации и формирования самосознания личности, Кули вместе с тем неправомерно сводил их к непосредственному взаимодействию индивидов. Вторичные общественные институты (партии, классы, нации), согласно Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения (в эти безличные отношения сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции).

Социология Кули повлияла на развитие интеракционистских концепций, социально-психологических теорий, а также теорий, соединяющих элементы организма и интеракционизма (Чикагская школа социальной экологии).

Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930).

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Первичные группы // Там же.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, философ и историк. Совместно с Г. Риккертом и В. Дильтеем Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов – определения образов-схем, рассматриваемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала. Концепция идеальных типов противостоит идее универсальной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма. Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Так, в работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни, исполненной труда и бережливости; оба эти качества способствовали развитию современного капитализма (капитализм, по Веберу, – наиболее рациональный тип хозяйствования). В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, – в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904–1905), «О категориях понимающей социологии» (1913), «История хозяйства» (1923), «Город» (1923).

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Избранные произведения. М., 1990.

Работы М. Вебера по социологии религии и культуры. М., 1991. Вып. 1.

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский социолог, психолог и социальный философ, представитель франкфуртской школы. По Фромму, история – это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной структуры. Исходя из этого Фромм разработал учение о социальных характерах как форме связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Каждой ступени развития самоотчуждения человека под влиянием социальной структуры у Фромма соответствует определенный социальный характер – накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный. Современное общество рассматривалось Фроммом как ступень отчуждения человеческой сущности путем «машинизации», «компьютеризации» и «роботизации» человека в ходе НТР. Это обусловливает ярко выраженный антитехницизм Фромма. Особенность взглядов Фромма – критическое отношение к капиталистическому обществу как обществу, доводящему до предела процесс самоотчуждения личности.

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Душа человека. М., 1992.

Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1993.

Мертон Роберт Кинг (р. 1910) – американский социолог, президент Американской социологической ассоциации (1957). Мертон – представитель структурно-функционального анализа (ввел понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций). Ему принадлежит идея так называемых теорий среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии. Примером социологического анализа Мертона является его теория аномии (понятие, заимствованное у Э. Дюркгейма). Аномия, по Мертону, – особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и «вакуумом идеалов». Мертон считал причиной аномии противоречие между индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремление к богатству, власти, успеху, выступающее в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей. Последние, по Мертону, лишают большинство людей возможности реализовать поставленные цели законными путями. Согласно Мертону, это противоречие лежит и в основе преступности (бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил), апатии и потери жизненных целей. Мертон рассматривал это противоречие как всеобщий конфликт, типичный для индустриального общества. Мертону принадлежат эмпирические исследования средств массовой коммуникации в США, а также работы по социологии познания и социологии науки.

Он внес значительный вклад в разработку и формирование ряда основных областей академической социологии (теории и методологии структурного функционализма, изучения социальной структуры, бюрократии и т.д.).

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения:

Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.

Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Кон Игорь Семенович (р. 1928) – российский социолог и литератор, доктор философских наук, профессор. Сфера научных интересов – философия и методология истории, история социологии, социальная и историческая психология, теория личности, социальные и психологические проблемы юношеского возраста, социология и этнография детства, сексология.

Основные труды: «Позитивизм в социологии» (М., 1964), «В поисках себя» (М., 1984), «Личность и социальная структура» // Американская социология. М., 1972.

Вопросы для самоподготовки

1. Чем отличается понятие личности в социологии от представлений в рамках других наук?

2. Какие философские и психологические концепции впитала современная социология личности?

3. Какие основные макросоциологические подходы к теории личности Вы знаете?

4. Сформулируйте особенности микросоциологического анализа и интерпретации проблемы личности.

5. В чем состоит суть теории ролей?

6. Какие модели адаптации выделил Р. Мертон, и чем они различаются? Что легло в основу его типологизации социальных отклонений?

7. Раскройте понятия «индивидуальной девиации» и «социальной аномии». Какие явления они описывают?

8. Чем отличаются нормативная и модальная личности?

9. Что такое «конфликт ролей» и «ролевой социальный невроз»?

10. Какую роль в процессе социализации играют «меня-концепция» и «значимый другой»?

11. Как социологи и социальные психологи описывают механизмы и стадии социализации личности?

12. Чем характеризуется «целостная» личность?

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Акчурин И.А. Типология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5.

Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России: образ мировоззрения и типы поведения // Социологические исследования. 1995. № 4.

Багдасарьян Н.Г., Кансузян Л.В., Немцов А.А. Инновации в ценностных ориентациях студентов // Социологические исследования. 1995. № 4.

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1993.

Белик А.А. Человек: Раб генов или хозяин своей судьбы? // РЖ «философия». 1991. № 3.

Беляева Н., Эткинд А. Личность и политика (как научиться эффективному участию в политической жизни) // Политическое самообразование. 1989. № 3.

Вайман С. Человеческая целостность в перипетиях диалога // Человек. 1994. № 3.

Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении? // Социологические исследования. 1993. № 4.

Вилюнас В.K. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях // Социально-политический журнал. 1994. №11–12.

Волков Ю.Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Челябинск, 1995.

Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н/Д, 1994.

Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов н/Д, 1993.

Вулгар С. Репрезентация, познание и Я: Какова надежда на интеграцию психологии и социологии? // Общественные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1992. № 2. С. 91–92.

Гидденс Э. Современность и самоидентичность // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1994. № 2. С. 14-27.

Гофман А.Б. Мода и люди; новая теория моды и модного поведения. М., 1994.

Гофман А. Марсель Мосс: за единство наук о человеке // Человек. 1993. № 2.

Гуревич П. Личность как микрокосм // Общественные науки и современность. 1993. № 6.

Гуревич П.С. Человек: венец или ошибка природы? // Наука в России. 1993. № 2.

Гурджиев Г. «Человек есть множественность». Об эволюции человека // Человек. 1992. № 2.

Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. 1995. № 6.

Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3.

Дридзе Д. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании // Общественные науки и современность. 1994. № 1.

Дубов И.Г., Ослон А.А., Смирнов Л.M. Экспериментальное исследование ценностей в российском обществе (на материалах городской субкультуры). М.: фонд «Общественное мнение», 1994.

Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5.

Дудченко О.Н., Мытиль А.В. Социологическая идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. № 6.

Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.

Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения // Человек. 1993. № 4.

Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 55–62.

Игитханян Е.Д. Самоидентификация в социально-слоевой структуре и основные направления ее изменений // Социальная идентификация личности-2. М., 1994. Кн. 1.

Ильин В.В. Человек в тоталитарном обществе // Социально-политический журнал. 1992. №6-7.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

Камиллери К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии // Вопросы социологии. 1993. № 1–2. С. 103–117.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

Карцева Е.Н. «Массовая культура» в США и проблемы личности. М., 1974.

Касьянова К. О русском национальном характере. М, 1994.

Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Социальная идентификация личности / Отв. ред. В.А. Ядов. М.: ИС РАН, 1993.

Качанов Ю. Агенты поля политики: позиции и идентичность // Вопросы социологии. 1992. №2. С. 61-81.

Клима Д. Гармония. Гармоническая личность. Гроздья истины // РЖ «философия». 1991. № 3.

Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80–90-е годы) // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 59–72.

Климова С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1993.

Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «кто Я» // Социологические исследования. 1995. № 5.

Коллингвуд Р.Дж. Новый Левиафан, или человек, общество, цивилизация и варварство // Социологические исследования. 1991. № 11. С. 97–114.

Комарова Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Социально-политический журнал. 1992. № 4–5.

Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2.

Кули Ч. Социальная самость // Американская социология: Тексты. М., 1994. С. 316– 329.

Лабезникова А.Ю. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал. 1994. № 7–8, № 9–10.

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.

Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. № 9.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Леонтьева В.Н. Физики и лирики сегодня // Социологические исследования. 1995. № 9.

Люди и ситуации: изменение социальной ориентации. Кишинев, 1992.

Малеина М. Охрана права на индивидуальный облик // Человек. 1993. № 6.

Малеина М. Уйти достойно // Человек. 1993. № 2.

Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.

Маркузе Г. Одномерный человек // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Мид Дж. Интернализопанные другие и самость // Американская социология: Тексты. М., 1994. С. 224-227.

Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида // РЖ «философия». 1991. № 3.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с франц. М.: Восточная литература РАН, 1996. 360 с.

Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Политические исследования. 1995. № 4.

Петев Т Массовое общение и личность // Теория и практика СМИ и пропаганды в современном мире. Реф. сборник. М., 1985.

Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. М., 1995.

Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 5. С. 144-151.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Розин В. Личность в религиозном, эзотерическом и научном мире // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

Ромха А.Н. Объективное и субъективное в повышении социальной активности личности. Кишинев, 1991.

Руткевич А. Характер и общество // Человек. 1993. № 1.

Свинцов В. Логическая культура личности // Общественные науки и современность. 1993. №4.

Скиннер Б. Технология поведения // Американская социологическая мысль. М., 1994.

Соболев А.С. Трудовое законодательство и мотивация поведения человека // Государство и право. 1995. № 1.

Сорокин П. Человек и общество в условиях бедствия (фрагменты книги) // Вопросы социологии. 1993. № 3. С. 53–59.

Сурожский А. О свободе и призвании человека // Человек. 1993. № 3.

Сэв Л. Личность и биоэтика // Общественные науки и современность. 1993. № 5.

Тард Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. СПб., 1903.

Тейлор Ч. Истоки личности: формирование современной идентичности // РЖ «философия». 1993. № 3–4.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. № 1–2.

Трошкин В.В. Политическое развитие личности // РЖ «философия». 1991. № 6.

Тсёлон Э. Искренна ли наша самопрезентация? Гоффман, концепция «управления впечатлением» и Я постмодерна // Социальные и гуманитарные науки. РЖ «Социология». Сер. 11. 1994. № 2. С. 84-87.

Тхостов А. На какое «Я» покушается самоубийца? // Человек. 1993. № 4.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.

Фрейд З. Я и Оно // Избранное. М., 1990.

Хайнс У.В. Свобода, свободные рынки и человеческие ценности // Свободная мысль. 1994. №4. С. 51–54.

Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.

Хорьков М. Человек (Обзор энциклопедий) // Человек. 1995. № 5.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его смерти и бессмертии // Человек. 1993. № 1.

Человек и агрессия. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность. 1993. № 2.

Человек и социокультурная среда. Вып. I: Специализированная информация по академической программе «Человек, наука, общество». Комплексные исследования. М., 1991. 261 с.

Человек и социокультурная среда. Выпуск II. Специализированная информация по академической программе «Человек, наука, общество: комплексные исследования». К XIX Всемирному философскому конгрессу. М., 1992. 239 с.

Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1. С. 41–54.

Чудинова В.П. Литературная социализация детей и подростков: негативные процессы // Социологические исследования. 1992. № 2.

Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. 1995. № 9.

Эттвуд Л. Новые советские мужчины и женщины: Полоролевая социализация в СССР // Общественные науки за рубежом. Социология. 1992. № 2. С. 113–118.

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. №1.

Ядов В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994. С. 169–183.

Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности-2. М., 1994. Кн. 2.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Приложение. Деловая игра «Пятница. Суббота. Воскресенье»

Игра проводится в технике социодрамы с целью помочь преодолеть барьеры ролевой трансформации. Один из вариантов исходной системы ролей:

• центральная фигура (основной актер) – молодой предприниматель;

• партнеры на «пятницу» (рабочий день) – коллеги и сотрудники;

• партнеры на «субботу» (производительный досуг) – товарищи и друзья (среди которых есть и коллеги);

• партнеры на «воскресенье» (домашний досуг) – члены семьи и домочадцы.

Интрига: один актер должен в трех последовательных сценах аутентично «поменять маски» и перейти из роли в роль. Каждой специально придается элемент драматизации.

  • Стаття 37. Виправлення помилок, допущених при веденні Державного земельного кадастру
  • ВАШИ СОВЕТНИКИ СТОЛЬ ЖЕ УМНЫ, КАК ВЫ
  • Несомненно
  • Огненные болезни
  • Лидеры воспитывают других лидеров
  • орьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей.
  • Тысячелетиями Асдрубаэль Вект правил Комморрой, тёмным городом, и сокрушал всех, кто осмеливался встать у него на пути. Его влияние велико, а положение неоспоримо ну, так он думает. Иллитиан, 4 страница
  • Шаг 4. ОЧАРОВЫВАЕМ ВСЕХ!
  • СЕМИНАР 2. Образование и развитие Российской прокуратуры.
  • Упражнения на наблюдательность
  • Если бы я не был совершенно увeрен в своей писательской силe, в чудной своей способности выражать с предeльным изяществом и живостью — Так, примeрно, я полагал начать свою повeсть. Далeе я обратил 10 страница
  • Деньги приходят от Всевышнего к людям -
  • 1-бап. Банк, оның мәртебесi және тұрған жерi 6 страница
  • Экскурс 12.2
  • В другом хадисе сказано, что чем больше джама'ат, тем он дороже Аллаhу.
  • Вынос мозга! Как маркетологи манипулируют нашим сознанием и заставляют нас покупать то, что им хочется 21 страница
  • Условия для досуговой деятельности и дополнительного образования.
  • УЗЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЫБНОЙ ЛОВЛЕ. Лесочные узлы (I, II) (+) - очень надежные узлы; - «не ползут»; - затягиваются «намертво»; (-) -
  • Цена7 821 руб.
  • Предложите клиентам удобный способ модернизации ПК