Раздел 2. Диагностика психического развития личности ребенка

1. Системность в структуре психического развития и психодиагностического обследования ребенка.

2. Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.

3. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностической гипотезы. Психологический диагноз.

4. Этапы психодиагностического процесса.

5. Цели, задачи и методы психодиагностики детей младенческого возраста.

6. Практическая реализация принципа динамического подхода в диагностике ребенка.

7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.

8. Диагностический подход на основе классического психоанализ З.Фрейда и его трактовка стадий развития.

9. Диагностический подход на основе теории Ж.Пиаже; теории развития умений К.Фишера; теория развития психики А.Валлона; теории развития как решение задач Р.Кейза.

10. Диагностический подход на основе концепции Д.Б.Эльконина; теории развития личности Л.И.Божович; модели развития общения М.И.Лисиной.

11. Методики диагностики детей младенческого возраста: шкала Апгар, таблицы развития Гезелла, карточки развития Лешли, шкалы развития младенцев Н.Бейли, шкала Узгириса-Ханта.

12. Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни.

13. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.

14. Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.

15. Функциональные линии развития ребенка в раннем возрасте и возможности их диагностики.

16. Особенности познавательной сферы детей раннего возраста и ее диагностика.

17. Психодиагностика сферы общения детей раннего возраста (общение со взрослыми).

18. Диагностика элементов самосознания детей раннего возраста

19. Психодиагностика эмоциональной сферы детей раннего возраста

20. Диагностика кризиса 3-х лет (Л.С.Выготский). Развитие первичных форм самосознания и его психодиагностика.

21. Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям детей раннего возраста.

22. Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, познавательной деятельности, навыков самообслуживания.

23. Карта нервно-психического развития ребенка (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина).

24. Карта психомоторного развития ребенка 1 год 10 мес. - 3 лет (Н.В. Серебрякова).

25. Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.

26. Основные возрастные особенности детей дошкольного возраста и связанные с этим трудности психодиагностики.

27. Психодиагностика сферы общения детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками.

28. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для детей дошкольного возраста.

29. Возрастной и социально-психологический норматив (К.М.Гуревич, Е.И.Горбачева).

30. Диагностика самосознания ребенка-дошкольника. Диагностика самооценки как компонента самосознания.



31. Воля и диагностика волевых нарушений дошкольника.

32. Диагностика межличностных отношений в семье, проективное интервью с ребенком о семье.

33. Диагностика уровня развития восприятия дошкольника.

34. Диагностика уровня развития внимания ребенка дошкольного возраста.

35. Диагностика уровня развития памяти дошкольника.

36. Диагностика уровня развития мышления ребенка дошкольного возраста.

37. Диагностика уровня развития воображения дошкольника.

38. Диагностика уровня запаса знаний об окружающем мире ребенка дошкольного возраста.

39. Диагностика личностной сферы дошкольника.

40. Составление психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.

41. Дифференциальная диагностика речи, речевых нарушений и оценка коммуникативного поведения. Оценка экспрессивной речи.

42. Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова).

43. Различные основы для классификации компонентов школьной готовности (личностная, интеллектуальная, социально-психологическая (Е.И.Рогов, Н.Я.Кушнир), физиологическая, психологическая и социальная (В.Д.Шадриков, Н.В. Нижегородцева) и их использование для диагностики.

44. Ориентационный тест школьной зрелости А.Керна- Я.Йирасека. Рисуночный тест Ф.Гудинаф-Харриса.

45. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).

46. Диагностика сформированности внутренней позиции школьника.

47. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости. Оценка социального компонента школьной зрелости. Составление заключения об уровне готовности ребенка к обучению в школе.

48. Методика Т.В.Дембо-С.Л.Рубинштейна (исследование самооценки ребенка)

49. Шкала умственного развития ребенка (А. Бине - А. Симон, Д. Векслер).

50. Диагностика познавательной сферы и интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста

51. Диагностика эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста.

52. Диагностика мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

53. Диагностика личностной и нравственной готовности дошкольника к школьному обучению. Выяснение общей осведомленности детей об окружающем мире (Н.Я. Кушнир).

54. Диагностика уровня интеллектуального развития младшего школьника (методики «Словесные субтесты», «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков»).

55. Детский тест интеллекта Д. Векслера.

56. Методика "Узор" Л.И. Цеханской. Диагностика личностной сферы дошкольника: методики CAT, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».

57. Составление психологической характеристики ребенка младшего школьного возраста.

58. Диагностика познавательной сферы и интеллекта младших школьников.

59. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

60. Диагностика мотивационной сферы младшего школьника. Анкета школьной мотивации Лускановой.

61. Диагностический подход в изучении самосознания младшего школьника.

62. .Диагностика общения и межличностных отношений младшего школьника.

63. Диагностика учебной деятельности младшего школьника.

64. Использование социально-психологических нормативов с учетом неравномерности развития младшего школьника.

65. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин).

66.Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для младших школьников.

Вопросы к зачету

по дисциплине «Основы психодиагностики»

разделы 3,4 «Диагностика психического развития подростка, юноши, взрослого»

1. Основные подходы к психодиагностике личности взрослого в отечественной и зарубежной психологии.

2. Особенности психодиагностического процесса при изучении личности подростка.

3. Классификация и характеристика методов диагностики личности взрослого.

4. Этические требования в психодиагностике личности подростка, юноши и взрослого.

5. Диагностика невербального поведения личности подростка.

6. Многофакторная диагностика личности (16-факторный опросник Р.Кеттелла).

7. Диагностика психических состояний личности подросткового и юношеского возраста (шкала определения уровня депрессии В.Зунга (адаптация Т.Н.Балашовой).

8. Опросник депрессивности Бека (Beck Depression Inventory — BDI).

9. Диагностика фрустрационных реакций личности взрослого (методика рисуночной фрустрации С.Розенцвейга).

10. Методы диагностики мотивационно-потребностной сферы личности взрослого.

11. Общая характеристика методов и методик изучения самосознания личности подросткового и юношеского возраста.

12. Психодиагностика эмоциональной сферы личности подростка и юноши. Методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

13. Методики изучения тревожности личности юношеского возраста (шкала самооценки ситуативной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ю.Ханина).

14. Диагностика агрессивности личности подростка и юноши (опросник агрессивности А.Басса- А.Дарки);

15. Методика диагностики эмпатических способностей личности взрослого (В.В.Бойко).

16. Использование графологического анализа в диагностике личности. Алгоритм проведения анализа подписи взрослого.

17. Современные методики исследования интеллекта («Прогрессивные матрицы» Ровена, «Эмоциональный интеллект» Холла, «Социальный интеллект» М. Гилфорда и Дж. Салливена).

18. Цветодиагностика и ее использование в диагностике психических состояний (цветовой тест М.Люшера).

19. Личностный опросник (ЕРI) Г.Айзенка.

20. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности взрослого (ОФДСИ) В.М. Русалова.

21. Исследование личности подростка с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е.Личко (ПДО).

22. Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера (адапатирован Е.Ф. Бажиным, С.А.Голынкиной, А.М.Эткиндом))

23. Методики многофакторной диагностики личности взрослого (16-факторный личностный опросник Р.Кеттелла).

24. Исследование личности взрослого с помощью психодиагностического теста (ПДТ) В.М.Мельникова, Л.Я.Ямпольского.

25. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности – СМИЛ (MMPI).

26. Диагностика акцентуаций характера взрослого С.Шмишека-К.Леонгарда.

27. Диагностика мотивации аффиляции личности взрослого (ТМА) А. Мехрабиана, адапт. М.Ш. Магомед-Эминова.

28. Диагностика мотивации достижения личности взрослого (ТМД) А. Мехрабиана, адапт. М.Ш. Магомед-Эминова.

29. Методика диагностики ценностных ориентаций личности юношеского возраста и взрослого М.Рокича.

30. Диагностика ведущей направленности личности взрослого (А.Басса).

31. Диагностика уровня самоактуализации личности взрослого (САМОАЛ) Э.Шострем, адапт. Н.Ф.Калины.

32. Методика исследования самоотношения (МИС). С.Р.Пантелеева.

33. Методика диагностики эмпатических способностей личности В.В. Бойко.

34. Диагностика личности по символике жестовой активности подростка и юноши.

35. Психологический портрет личности взрослого. Формализованная биографическая анкета Н.В.Логиновой.

36. Психодиагностика «профессиональной направленности» личности взрослого. Методика изучения профессиональных типов личности (Дж.Голланда).

37. Психомоторные и психофизиологические тесты для профотбора личности взрослого.

38. Диагностика мотивации в трудовой и профессиональной деятельности личности взрослого. Методика изучения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков).

39. Диагностика познавательных и профессиональных интересов личности юношеского возраста Методика «Карта интересов» А.Е.Голомштока.

40. Диагностика склонностей личности к профессиональным сферам (Ч-Ч,Ч-П,Ч-Т,Ч-Х,Ч-З). Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климов Е.А.

41. Диагностика мотивации учебной деятельности личности юношеского возраста. Методика изучения мотивации учебной деятельности личности (модифицированная А.А. Реаном, В.А. Якуниным).

42. Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ) В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлика.

43. Методика «Подростки о родителях».

44. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

45. Опросник А.А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

46. Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной).

47. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского).

48. Опросник профессиональных склонностей (модификация методики Л. А. Йовайши).

  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3 страница
  • Вторая встреча 1 страница
  • Анна, взбалмошная жена «нового русского», пресытившись богатой, но скучной жизнью, решила доказать и мужу и себе, что прекрасно проживет и сама. Так уж получилось, что квартира, которую она сняла, 13 страница
  • Развитие политики «совместной» дипломатии и безопасность Евросоюза
  • 24[1]¼{"roamingSettings": [1, 1, [[1, 1, 499999999, "RU"], [2, 500000000, 999999999, "EU"], [3, 1000000000, 1499999999, "NA"]], []], 72 страница
  • Зв´язок весільного обряду з іншими жанрами
  • Полная готовность
  • Створення посилання на поштову адресу
  • Предъявление аргументов — логический способ
  • Зачем иллюстратору агент
  • The shining rim of the planet Rodeo wheeled dizzily past the observation port of the orbital transfer station. A woman whom Leo Graf recognized as one of his fellow disembarking passengers from the 12 страница
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 страница
  • Task 1. 5. Compare family types mentioned in the text.
  • Привезенцева Юлия Юрьевна
  • КОМПЛЕКСНОЕ УЛЬТРАЗВУКОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ
  • ГЛАВА 7.Предательство
  • Методические указания. 1. По табл. 4.2 найти удельный суммарный статический момент площади рабочих
  • Премьера.
  • Семнадцатый вопрос о том, как происходит обычное духовное очищение, в особенности об испытании раскалённым железом, к чему апеллируют ведьмы
  • Deep Purple’74 – Stormbringer – Purple – UK – 3500