О ГРЕЧАНИНОВЕ. Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово»

Печатается по тексту газетной публикации: «Новое русское слово», 1956.

[054] Гречанинов написал музыку к нескольким спектаклям Художественного театра.

[055] В другой своей статье о Гречанинове («Александр Тихонович Гречанинов – к 100-летию его рождения») Сабанеев объясняет это так: «В области ‹…› церковной музыки он является даже новатором и, кроме того, склонным к идее "примирения христианских церквей", своего рода "интегральному экуменизму". Он писал с одинаковым увлечением и чисто "православные" духовные сочинения, причем в этом писании была большая смелость и даже новаторство, необычное в этой области, которая является одной из наиболее неподвижных в музыкальном искусстве. Он писал и духовные произведения свободного стиля, с участием органа – инструмента, который он очень любил ("Демественная литургия") и который до сих пор не участвует в русской церковной музыке. Писал и "латинские" мессы, и "духовные хоры" с английским текстом. Этому стилю композиции он посвятил очень много своего творчества – в общем число его "духовных и церковных" композиций – 16, причем большая часть их состоит из целой серии композиций».

[056] Ср. в воспоминаниях А. Т. Гречанинова: «Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья… Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки:

Да здравствует Россия,

Свободная страна я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А. Гутхейль. Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А.

Гутхейль уже украшено было новым "Гимном Свободной России". Весь доход от продажи идет в пользу освобожденных политических. Короткое время все театры были закрыты, а когда они открылись, на первом же спектакле по возобновлении в Большом театре гимн под управлением Э. Купера был исполнен хором и оркестром наряду с Марсельезой. Легко воспринимаемая мелодия, прекрасный текст сделали то, что гимн стал популярным, и не только в России, но и за границей. В Америке мои друзья Курт Шиндлер с женой перевели текст на английский язык, издательство Ширмера его напечатало, и в Америке он быстро получил такую же, если не большую, как в России, популярность. Держалась она долго и после того, как в России никакой уже свободы не было…» (Гречанинов А. Т. Моя жизнь. 2-е изд., Нью-Йорк,

1954).

  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
  • Выполнение работы. 1. Пояснить знаки и клейма, имеющихся на колесных парах полигона.
  • Требования к участникам и условия их допуска
  • Дружить с Богом - это значит быть Богом, это значит видеть в другом Бога, это значит дружить с каждым человеком.
  • Глава 1. Meet...
  • Современная система образования. 43 страница
  • Подготовка занятий
  • Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
  • Цели освоения дисциплины. Министерство образования и науки Российской Федерации РОССИЙСКИЙ
  • Человек- соц группа
  • Священнослужители. Большие храмы обслуживало много священнослужителей
  • Формирование стратегических бизнес-единиц
  • ОПОВІДКА ВОСЬМА. Двоє сієнців товаришують між собою; перший злягається
  • Бельведер
  • СОТВОРЕНИЕ МИРА В ВЕРОВАНИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ
  • Aviator Tour / Авиатор Тур, центр активного туризма и автоспорта
  • Глава 3. Евлампий Харлампиевич, Греза Павловна и другие
  • Краткое изложение темы практического занятия
  • То, что произошло с профессором Дэвидом Веббом, не было шизофренией. Просто так раскинула карты судьба – и пуля, просвистевшая во дворе университетского городка, вновь превратила его в тайного 31 страница
  • sci_historyFreemanIron LadyIron Lady, the definitive Margaret Thatcher biography, is available just in time for the movie starring Meryl Streep as one of the most infamous figures in postwar 17 страница