Социокультурная система и человек

Социокультурная система может об­рести равновесие или неустойчивость, консенсус или несогласие, гармонию или противоречия, процветание или кризис в зависимости от многих факторов.

Прежде всего, отметим, что социокультурная система нахо­дится в постоянной зависимости от двух факторов: природной потребности в культурном развитии и уровня сознания людей.

Человек, как известно, не может существовать вне среды своего обитания. Он живет в определенном пространстве и вре­мени, использует естественные ресурсы, воздействует на харак­тер социокультурной среды, и, в этом смысле, его социальная и культурная жизнь как бы погружена в нее.

Культурная среда является первичным и необходимым ок­ружением социального и культурного мира человека. Вместе с тем, люди, являясь разумными, мыслящими существами, ис­пользуя символы, знаки, формируют верования, общение друг с другом, погружаются в мир культуры, как собственной, так и своих современников, и даже предшественников, и их невоз­можно представить вне этого процесса

Структура социокультурной системы развивается в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, определяющих от­носительно широкие структуры, в которые социокультурная система входит как подсистема, и с которыми она взаимодейст­вует, во-вторых, характеризующих строение и внутреннюю связь составных частей социокультурной системы, ее подсистем (компонентов).

К первому направлению развития социокультурной систе­мы следует отнести процессы, связанные с укреплением матери­альной базы субъектов системы, управлением и руководством, подготовкой профессиональных кадров, разработкой концепции культурной политики.

Следовательно, социокультурная система в широком пони­мании - это деятельность социальных объектов, связанная со "второй", внебиологической природой человека. В процессе дея­тельности этой системы осуществляется развертывание, реали­зация и развитие сущностных социально-культурных сил соци­альных субъектов.

Следует подчеркнуть, что совокупность социокультурных институтов может рассматриваться как вполне устойчивая сис­тема, равно как и каждый отдельный социокультурный институт является материализованным стабильным объектом.

Ко второму направлению развития самой социокультурной системы следует относить культурные и культуротворческие процессы, протекающие внутри каждого субъекта системы и процессы, являющиеся результатом взаимодействия между эти­ми субъектами.

Структура коллективных групповых и индивидуальных от­ношений в этой системе и социальных институтах не является "твердой" и неизменной. Они, скорее всего, представляются в виде эластичных систем взаимоотношений.

В этом смысле большое значение приобретают два обстоя­тельства. С одной стороны, необходимость сосредоточить вни­мание на всепроникающих'динамических качествах социально-культурной практики, то есть на изучении постоянных и вре­менных коллективсв, групп и личностей в социокультурном процессе движения, с другой рассматривать коллектив, группу и личность не как постоянный объект, а как дематериализованное социокультурное, постоянно изменяющееся явление.



Такая чисто динамическая или процессуальная установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния дает воз­можность рассматривать социокультурную систему не в статич­ном, стабильном состоянии, а в ее процессе, не как жесткий объект, а как постоянный и бесконечный процесс.

В самом деле, любой коллектив, общность в социокультур­ной системе или отдельном учреждении может существовать лишь до тех пор, пока внутри него идет процесс, что-то проис­ходит, случается, что-то меняется.

С уверенностью можно сказать, что социокультурная прак­тика существует в процессе изменений различной скорости, ин­тенсивности, ритма и темпа, так как при отсутствии динамики останавливается движение, нет изменений, наступает застой.

Такой подход в анализе является более объективным, так как сама жизнь представляет собой не что иное, как движение, изменение, побуждаемые стремлением к продуктивной деятель­ности.

  • СЛОВАРЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА 67 страница
  • Нанесение обоими кулаками ударов по энергии, находящейся перед корпусом, а также справа и слева от него
  • КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОСЬБАМ К САИ БАБЕ
  • Конкретные операции.
  • Когнитивные симптомы
  • Результаты приватизации
  • Тема 3.4 Складні запити до бази даних
  • Расщепление и модификация модели
  • Второй тип исторических задач.
  • The House of Lords
  • ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
  • Попади в звоночек
  • Мечта № 63 - Краснова Дарина Миколаївна – 8 років.
  • Как самозародилась информация?
  • ЭФИР. Сознательно вышла из тела наполовину. Боковым зрением заметила духа С (Сергея). Хотела обернуться, но резко реперкуссировалась.
  • Часов 55 минут. Сидя за консолью Терри Бонифацио, Уорн наблюдал, как Пул отпирает дверь лаборатории
  • Особенности современного института молодой семьи
  • Пошлите любовь детям
  • Задания.
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»