Как развивать музыкальный вкус

Мало встречается людей, которые бы не любили музыку. Их практически нет. Всё зависит от того, что под словами "люблю музыку" иметь в виду. Бандит "Промокашка" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", бросивший ставшую популярной фразу "Так и я могу. Ты "Мурку" сбацай" (Шарапов играл "Ноктюрн" Шопена) музыку тоже любил. Весь вопрос — какую.

"Мурка" или Шопен?

Тема разговора, на наш взгляд, не только о том, как музыкальный вкус развить, но и в том, что такое "хороший музыкальный вкус". Об этом написано масса книг и статей, но проблема как была, так и остаётся мало изученной. Рискуя отпугнуть пап и мам от чтения статьи, заявляем сразу: сформировать хороший музыкальный вкус у ребёнка трудно. Трудно, но можно.

Почему "трудно"? Ну, во-первых, потому, что речь пойдёт о формировании вкуса, который на сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно не соответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься. Как говорят сегодня, "оттянуться".

Не исключено, что и наши читатели принадлежат к большинству. Это означает, что их дети с рождения неминуемо попадают под влияние именно такой музыки.

Во-вторых, сами дети, независимо от вкусов и предпочтений родителей, живут не в замкнутом пространстве и слышат (по телевизору, радио, плееру) тоже далеко не всегда высокохудожественную музыку. Такая музыка вообще звучит по телевизору (за исключением программы "Культура") не часто.

И, наконец, в-третьих, это, пожалуй, главное: нет чётких критериев, по которым можно было бы с уверенностью сказать: эта музыка соответствует хорошему вкусу, а эта — нет. Кроме, разумеется, классической музыки великих композиторов прошлого, проверенной временем. Поэтому, если какая-то музыка не нравится вам, а нравится вашему ребёнку, то это далеко не всегда означает, что в первом случае музыка хорошая, а во втором плохая. Слава Богу, мы уже не живём в чёрно-белом мире и хрущёвская оценка современной живописи "это мазня, мои внуки могут лучше", применённая к современной музыке, не истина в последней инстанции. Даже лидер авангарда первой половины прошлого века Арнольд Шенберг когда-то заявил: "Я не понимаю современную музыку". Может случиться, что та музыка, которую не понимаем мы, понимают и оценивают (или поймут и оценят) наши дети и внуки.

Вы обращали внимание, что у залов, где проходят концерты тяжёлого рока, дежурит конная милиция. После концертов (речь, разумеется, не идёт обо всех исполнителях такого рода музыки, а о некоторых группах), слушатели настроены чрезвычайно агрессивно. Они без видимой причины вступают в драку, бьют машины, витрины магазинов. Почему? Оказывается, музыка способна нести не только радость, любовь, сострадание, доброту, но и агрессию, злобу, ненависть. Другие отрицательные человеческие качества.



Такое заключение — не новость. В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли (иногда, кажется, лучше, чем наши современники) ешё тысячи лет тому назад. И отнеслись очень серьёзно. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние тёмных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. "Когда музыка пуста и порочна,- писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, — народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной".

Конечно, рассуждения древних теоретиков в чём-то наивны. Но сама идея о способности музыки воздействовать на нравы не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у ребёнка хороший вкус, мы воспитываем его нравственно. И ещё...

Музыкальные пристрастия связаны с образом жизни

К такому выводу пришли психологи из Лестеровского университета в Англии. Они опросили две тысячи пятьсот человек и обнаружили непосредственную связь между музыкальным вкусом и образом жизни. Если верить их выводам, то можно перефразировать известное изречение: "Какую музыку ты слушаешь, таков ты есть".

Значительная часть поклонников электронной музыки, хип-хоп, техномузыки (24%) вели, согласно этим опросам, асоциальный образ жизни: часто меняли сексуального партнёра, злоупотребляли алкоголем, принимали наркотики. Среди любителей классики таких было всего 1,6 %. Это исследование также подтверждает важность воспитания хорошего музыкального вкуса.

А теперь с некоторым опасением (слишком много "белых пятен") приступаем к сути. Как воспитать хороший вкус в условиях семьи? Да и возможно ли это, если папы и мамы не имеют музыкального образования?

Это вопросы, на которые нет ясного и простого ответа. Да и механизмы оценки уровня развития музыкального вкуса (других способов, кроме тестов пока не придумано) грешат неточностью. Как писал известный испанский писатель-моралист Грасиан Бальтасар, любивший выражаться парадоксально: "Музыкальных вкусов столько, сколько человеческих лиц".

Три кита

Многие видные российские, да и не только российские психологи, поднимая тему развития музыкального вкуса у ребёнка, отмечали три основных момента, можно сказать, трех китов, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка. Известный психолог Б.Теплов писал: "Чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней".

Мы решили, что разговор о воспитании хорошего музыкального вкуса будет носить более конкретный характер, если мы ограничимся определённым возрастом. Например, от пяти до семи лет. Воспитание музыкального вкуса у детей до пяти и после семи держится на тех же трёх китах, но требует, естественно, особого подхода.

Узнайте музыкальный вкус своего ребёнка

Воспитывая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чистого листа. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. И подчас они труднообъяснимы. Есть примеры, когда ребёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях (лучше узнать своего ребёнка), но и потому, что от любого направления постепенно можно придти к музыке классической, высокохудожественной.

Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле рок, джаз и др. и не исключено, что ребёнок, прослушав эти мелодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке. Ну а теперь о главном...

О восприятии музыки

Точнее, об эмоциональном восприятии. Так как музыка воспринимается ребёнком в этом возрасте в основном эмоционально. Это первый и самый важный этап. Эмоциональное восприятие музыки, как, впрочем, и живописи, театра, литературы — сложный психический процесс, к которому надо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями психику ребёнка. Вы видели лица детей, когда они смотрят спектакль? В особенности спектакль музыкальный. Один из авторов нередко бывал с сыном в 80-ые годы в театре Наталии Сац в Москве и наблюдал. Театральное действие, усиленное музыкальным сопровождением, вызывает у юных зрителей гамму эмоций. От страха, почти ужаса до радости и ликования. Весь спектр эмоций. Ни одного равнодушного лица. Только уж если что-то особенно скучное и непонятное. Но в театре Сац таких спектаклей практически не было.

Бывали случаи, когда чрезмерно восприимчивые дети во время спектакля начинали плакать, громко кричать, и их выводили из зала. Не случайно на спектаклях в театре Сац всегда дежурил врач-невропатолог.

Эмоциональное восприятие — необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается в шумовой фон. Набор звуков. Бессмысленный и бесполезный. Как же можно помочь ребёнку5-7 лет воспринимать музыку? Рассмотрим несколько направлений.

Личный пример

Как и в любом другом воспитательном действии, личный пример — это главное. При совместном слушании музыки между взрослым и ребёнком возникает тонкая душевная связь. Происходит своего рода эмоциональный контакт. Совместное сопереживание. Бесполезно много раз повторять ребёнку, что это замечательная музыка. Если он чувствует (не столько видит, сколько чувствует), что вы к музыке равнодушны, слова уходят в песок. И наоборот. Если ребёнок чувствует (дети обладают повышенной эмоциональной чувствительностью), что вы, слушая ту или иную музыку, радуетесь, грустите, наслаждаетесь, ваше настроение неминуемо передаётся ему. Дети музыкантов (художников, актёров), выбравшие профессию папы или мамы, вспоминают: "Меня никто специально не воспитывал. Я впитал любовь к музыке (живописи, театру) с детства". Это не набор слов. Так действительно и происходит. Эмоциональная атмосфера, личный пример, музыкальное окружение — это и есть важнейшие факторы в формировании восприятия музыки.

Помогите разобраться в эмоциях

Дети в 5-7 лет не умеют скрывать эмоции. Когда ребёнок в этом возрасте воспринимает музыку, другими словами, когда музыка вызывает у него те или иные эмоции (умиротворение, спокойствие, радость, печаль, грусть, страх и т.д.), это видно сразу. Настроение написано на его лице. Но иногда с первого раза музыка не воспринимается малышом. Не доходит до него. И тогда вы можете помочь. Например, вопросами, которые помогут ребёнку заново услышать ту или иную музыку. Погрузиться в неё.

Вы прослушали вместе с сыном или дочкой "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И.Чайковского. Несмотря на "детский" сюжет, это "по-взрослому" грустная пьеса. Вот примерный перечень вопросов, которые вы могли бы задать ребёнку.

— Какая это музыка, весёлая или грустная?

— Какими ещё словами, кроме "грустная" можно определить настроение музыки?

Дети умеют иногда найти интересные определения. Одна девочка сказала: "Осенняя, одинокая".

— Какое место пьесы особенно взволнованное?

В середине пьесы происходит некоторое нарастание звучания и усиление эмоций. Важно, чтобы ребёнок это нарастание почувствовал.

— Ты бы грустила (обращаемся к девочке, так как мальчики редко играют в куклы), если бы у тебя заболела кукла?

— Какая тебе нравится больше музыка — весёлая или грустная? Странно, но ответы в нашей практике распределились примерно поровну. Некоторые дети отвечают: "Мне всё равно".

— Ты бы хотел (а) послушать пьесу ещё раз? Здесь большинство наших юных респондентов отвечает: "Да. Только в другой раз". Видимо, грустных эмоций на сегодня было достаточно.

— Если бы нужно было придумать название пьесы, как ещё её можно назвать?

Некоторые из опрошенных нами затруднялись с ответом. Им казалось, что название, данное Чайковским, единственно возможное. Но были и ответы: "Мама ушла", "Плохое настроение", "На улице дождь" и др.

Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребёнка.

Музыка в мультфильме

Такая среда — мультфильмы. Согласитесь, что мультфильмы дети этого возраста ( 5-7 лет) любят больше всего. Умные и нацеленные в будущее руководители телевидения понимают этот феномен и используют. Эффект исключительный. Один из авторов, долгое время работающий преподавателем музыки в Германии, был, буквально, потрясён, когда узнал, что его ученики 6-7 летнего возраста знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их. Среди самых любимых — мелодии Моцарта, Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии "Эйнштейны", которые еженедельно выходят по немецкому телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одной мелодии из классики. Эта мелодия естественно встраивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близкой и понятной ребёнку. Легко узнаётся, когда он слышит эту мелодию в том или ином музыкальном произведении вне мультика, в исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребёнок, воспитанный на таких мультиках, чувствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, которая ему знакома с раннего детства.

Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей к восприятию музыки и развитию хорошего вкуса.

Слушаем звуки природы

Это тоже один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: "Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво". Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

Размышления и разговоры о музыке в виде игры

Дети от пяти до семи лет не способны долго концентрироваться на чём-то одном. Тем более, если речь идёт о слушании музыки, где в отличие от мультика, сказки или спектакля нет ясного сюжета и увлекательного действия. Поэтому слушать музыку вместе с ребёнком лучше дозировано, небольшими фрагментами, а потом эту музыку обсуждать. Такие обсуждения можно строить в виде игры. Можно играть с одним ребёнком. Но лучше, если играют двое или трое детей. Подробнее об одной из таких игр мы и расскажем далее.

Игра "Выбираем, рассказываем, рисуем"

Участники: Сергей, 6 лет. Маша, 7 лет. Если играет один ребёнок, то в случае правильного ответа он получает очко. Если неправильный — вы. Оба ребёнка полгода занимаются в музыкальной школе на фортепиано. Сергей — живчик, непоседа. Любит петь. Маша — спокойная несколько флегматичная. Поёт неохотно.

Игра заключается в том, что ребёнок должен ответить на вопрос "О чем говорит музыка", выбрав предлагаемый взрослыми вариант. А потом правильно ответить на другие вопросы. Можете предложить для выбора два-три или более вариантов. Музыка для слушания должна быть живописной, ясной, выразительной. Ну, например, такой как увертюра М.Мусоргского к опере "Хованщина" "Рассвет над Москвой-рекой". Напоминаем, что слушаем небольшой кусок увертюры.

Рассказывает один из авторов, проводивший игру. "Я начал с вопроса:

— Кто когда-нибудь видел восход или закат солнца?

— Я видел закат.

— Я тоже видела.

— Это красиво?

— Да.

— Как это происходило?

— Сначала солнце стало красное и большое, — сказала Маша.

— Солнце было близко. А потом уходило вниз. Всё ниже и ниже. За Землю. Пока совсем не ушло, — добавил Сережа.

Всё кругом стало тоже красное, — уточнила Маша.

— Жалко, что вы не видели восход солнца. Это тоже очень красиво. Проснитесь когда-нибудь пораньше. Особенно, если вы будете жить летом в деревне. И вы тоже увидите. Сначала ещё солнца не видно, но всё вокруг понемножку светлеет. Просыпаются и начинают петь птицы. Всё громче и громче. Если небо облачное, то облака окрашены в разные цвета. Постепенно, медленно всё солнце выходит из-за Земли. Начинается новый день.

— А сейчас начнется игра. Я включу музыку. Она продлится 5 минут. Это очень красивая музыка. Вы должны определить, что она изображает — закат солнца или восход. А потом рассказать, почему вы так решили.

Звучит музыка Мусоргского. Ребята 2-3 минуты слушают внимательно. Сергей что-то шепчет Маше на ухо. Тянет руку — "я знаю". Потом дети начинают отвлекаться. Особенно Серёжа.

Когда музыка окончилась, Сергей и Маша заявили в один голос: "Это восход".

— Молодцы. Правильно. Вы получаете одно очко. Второе очко заработает тот, кто сумеет рассказать, почему он решил, что музыка отражает восход, а не закат.

— Потому что музыка становится всё громче и громче. А когда закат, она должна быть тише и тише, — говорит Сергей.

— А ты, Маша, как считаешь?

— Потому что слышно, как начинают петь птицы.

— Я услышал, как сначала было холодно, а потом стало теплей, — подтверждает Сережа.

— Очень хорошо. Молодцы. Получаете ещё по одному очку. Вы очень правильно услышали музыку. Она так и называется "Рассвет над Москвой-рекой". Это увертюра к опере русского композитора Модеста Мусоргского "Хованщина" Чтобы получить третье очко, надо нарисовать эту музыку.

Серёжа и Маша рисуют примерно одинаковый сюжет: река, деревья, на деревьях птицы. Из-за реки восходит большое, жёлто-оранжевое солнце. И получают ещё по одному очку. Ничья.

Через несколько дней Маша и Серёжа (независимо друг от друга) попросили ещё раз послушать, как выразился Серёжа, "музыку про солнце". На этот раз они слушали более внимательно и комментировали более подробно: "Вот, видишь,- говорил Сергей, — солнце поднимается. Птички начинают петь. А это уже солнце стоит высоко и стало тепло ". Маша согласно кивала головой.

Выбираем название

Один из вариантов предыдущей игры. Участникам из 2-4 предложенных нами вариантов надо правильно выбрать название пьесы. Например, на грустную пьесу Шумана "Первая утрата" мы предложили трём участникам игры кроме оригинального ещё два варианта названия: "Первая радость" и "Первый друг". Все трое (дети 6-7 лет, ученики первого класса музыкальной школы), почувствовав характер музыки, выбрали правильный вариант.

Для этой игры хорошо подходят пьесы из "Детского альбома" Чайковского, Шумана, многие пьесы Гречанинова, Бетховена, Моцарта и др.

Чтобы усилить восприятие от программной музыки, можно задавать вопросы, которые подводили бы детей к аналогичной или близкой ситуации. Ситуации, которая, возможно, имела место в их жизни. Например, всё та же пьеса Шумана "Первая утрата".

Мы спросили юных слушателей, (уже упомянутых Машу и Серёжу) помнят ли они свою первую утрату. Ребята поделились своим опытом в отношении "утрат".

Сережа: "Когда я был маленьким, уже давно, наверно, год назад, я потерял футбольный мяч. Настоящий, кожаный. Мне его подарили на день рождения, и я вынес во двор. Мы играли в футбол с большими ребятами, а потом меня позвали домой. Про мяч я забыл. Когда вспомнил, все ребята уже ушли. И мяч куда-то пропал. Потом родители пытались узнать, кто играл последним. Но так и не узнали. Я был тогда маленький и плакал".

Маша: "Я много чего теряла и какая была „первая утрата“, не помню. Недавно потеряла куклу. Очень хорошую, большую, закрывающую глаза. Это было на детской площадке. Кукла лежала на скамейке. А я каталась с горки. Когда пришла, куклы уже не было. Может, быть кто-нибудь украл. А, может, кто-то подумал, что куклу выбросили. Не знаю".

Выбираем эмоции

Интересный вариант игры связан с выбором настроения, соответствующего той или иной музыке. Ребёнок слушает небольшой музыкальный отрывок. Он должен выбрать из трёх-четырёх названий: "грустная", "весёлая", "спокойная", "взволнованная" и т.п. Как и в предыдущих играх, за правильный ответ очко получает ребёнок. За неправильный — вы. Иногда среди вариантов правильного ответа может быть не одно, а два и даже три названия. Например: "спокойная", "грустная". Или "взволнованная", "радостная". Каждый правильный выбор даёт участнику одно очко.

Придумываем название

Дети придумывают три-четыре названия к прослушиваемому отрывку, которые соответствовали бы характеру музыки. Например, Маша и Сергей придумали на весёлую мелодию "Полька" Глинки такие названия: "Весёлый день", "Начинаются каникулы", "Папа приехал" (придумала Маша, у которой папа часто уезжает в командировки), "День рождения" и др.

Все эти игры не только развивает фантазию, но и приучают к мысли, что музыка способна многое выразить, формируют восприятие, учат говорить, размышлять о музыке.

Оценка музыки

Это один из самых сложных, можно сказать, конечных результатов формирования музыкального вкуса. Ребёнок рассматриваемого возраста с развитым музыкальным вкусом не только отвечает на вопрос "Нравится ли эта музыка?", но и объясняет, почему. Мы задали три вопроса 12 ученикам первого класса (5-7 лет) музыкальной школы после прослушивания отрывка из первой части (главной темы) фортепианного концерта П.Чайковского.

Всем детям музыка понравилась. Вот несколько наиболее интересных ответов.

Андрей К., 6 лет: "Музыка очень светлая. Хочется петь и кричать".

Света Б., 7 лет: "Я когда слушала, улыбалась. Потому что было хорошо".

Гриша, 7 лет: "Я видел луг в деревне. Много солнца и цветов".

Таня, 5 лет: "Это похоже на радугу".

Расширить словарный запас

Дети оценивают музыку, используя собственный жизненный опыт и доступный им словарный запас. Последнее обстоятельство существенно ограничивает их возможности рассказать о музыке, и потому родители могут, рассказывая о своих впечатлениях от музыки, этот запас расширить. Поможет, как обычно, игра.

Игра "Кто больше придумает слов"

Кто-то называет (в игре может участвовать один ребёнок) оценочное слово. Ну, например, "музыка грустная". Вы придумываете в том же оценочном ключе другой эпитет: "печальная", "невесёлая", "тоскливая", "тягостная", "минорная", "унылая" и др. Оцениваете по очереди. Выигрывает тот, кто придумал больше эпитетов.

Несколько общих советов.

Развитие хорошего музыкального вкуса это, пожалуй, основная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу имеет смысл подойти с особой серьёзностью. Выражаясь несколько высокопарно, но, не уходя далеко от истины, закончим так: от хорошего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.

  • Вступительное слово автора
  • ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ УЧЕНИКАМИ АБСОЛЮТА
  • ДОСРОЧНАЯ ОПЛАТА И ПОГАШЕНИЕ СЕРТИФИКАТА БАНКА
  • Подавленная мужественность
  • Мамочка! Мамочка! Мамочка спит на полу. Спит давно. Я расчесываю ей волосы, как она любит. Она не просыпается. Мама! У меня болит живот. Болит, потому что хочет есть. Его здесь нет. Хочется пить. Я 16 страница
  • лава 32
  • Песнь девятая. Третье небо – Венера (окончание)
  • Создать резидентную программу, которая выводит на терминал слово "else" по нажатию Alt.
  • Идентифицированные риски проекта
  • ОТ УЛЫБКИ
  • нализ рентабельности продаж
  • Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года
  • ОБИЯКАСИ НО ХЭЙХО
  • Сенека приветствует Луцилия! 11 страница
  • Сутність, етіологія та класифікація затримки психічного розвитку
  • Порядок расчета контингентов важнейших налогов
  • ольшой тушканчик — Allactaga jaculus
  • Раздел 6 1 страница
  • Николай Николаевич Новосильцев
  • Е измерение, Алекс, Лайтнинг, Ханиберд, Миднайт Блитц.