ГАЗЕТА В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена. Радиостанции разносили информацию по всему миру с оперативностью, которая была недостижима даже для ежедневной газеты. А с изобретением в конце века телевидения люди получили возможность не только оперативно узнавать о событии, но и увидеть его на телеэкране. Достижение газетой эффекта сиюминутности – передачи информации о событии в момент его свершения – было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации.

С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических изданий. Специалисты, крупные ученые – канадский исследователь телевидения Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена, и ей не выжить. Предсказания эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.

Не будучи в состоянии конкурировать с телевидением и радио в сообщении оперативных новостей, газета сосредоточилась на их комментировании, на первичном анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.



Это связано с важнейшим ее преимуществом по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.

У каждого средства массовой информации сейчас сохраняется свое место в их системе, свое предназначение. Вместе они производят комплексное, объединенное воздействие на человека и массовую аудиторию. В перспективе, с дальнейшим развитием новых технологий, возможно возникновение мультимедиа – средства массовой информации, объединяющего возможности нынешних элементов системы СМИ, в том числе и газеты.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы причины возникновения газеты как средства массовой информации?

2. Какова роль газеты как социального посредника?

3. Как газета помогает гражданам в их отношениях с государством?

4. Какова роль газеты в управлении обществом?

5. Каковы отношения газеты с другими социальными институтами?

6. В чем суть концепции СМИ и газеты как «четвертой власти» и насколько она обоснована?

7. Каково место газеты в системе СМИ?

8. В чем состоит специфика газеты, которая сохраняет ее существование и её место в системе СМИ?

Литература

Гуревич С.М. К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники теории коммунистической журналистики. Гл. 1 и 2. М., 1973.

Дзялошинский И.М. СМИ, власть и гражданское общество в регионе. М., 2002.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.

  • Часть II. Психические процессы.
  • И. П. Павлова
  • Перечень критериев для назначения повышенной стипендии, документов, подтверждающих достижения студентов в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной
  • Барьеры и возможности для развития. СКБТ испытывает дефицит в долгосрочных и дешевых кредитах (активно развивается
  • Цель занятия: Изучить эволюция и классификацию туризма.
  • Фразеология радиообмена при полете по кругу (взлет и посадка по-вертолетному).
  • Как применять. Мудру можно выполнять как накануне той ситуации, когда вам потребуется сила разума
  • Дилогия А.Левина и фильм, снятый одним из наиболее известных американских режиссеров Джоном Кассаветесом по роману «Ребенок Розмари», давно стали культовыми. И с каждым годом число их поклонников 9 страница
  • Выбор организационно-правовой формы предпринимательской организации
  • Композитные опоры освещения
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Мэгги потребовалась пара недель, чтобы прийти в себя
  • Курс начинающего лжеца от А до Я 8 страница
  • Товары для личного пользования, находящиеся под таможенным контролем
  • Микенский день
  • И проблемы их использования
  • Мої методичні матеріали
  • Глава первая - Регулус Блэк 24 страница
  • Видно, что мантисса результата не нормализована, так как старшая цифра мантиссы равна нулю.
  • Темы докладов. 1. Абсолютизм в Германии в период феодализма.
  • For items 6-15 read the story below and choose the right answers to the questions.