Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Талант художника был у Булгакова от бога. И то,какое этот та-

лант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами ок-

ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом ",

но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита".

Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, -

все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда-

вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное,

невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской

сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-

ческого.

Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психо-

логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман

стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в

то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-

ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест-

венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на

понимание и признание его романа современниками.

В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода твор-

ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са-

тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,

пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь

Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-

ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы

20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны

там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-

рая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лири-

ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-

вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо-

лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в

час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи-

це появляются Сатана и его свита.

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас-

тере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить

блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна-

жения противоречий живой действительности . Воланд грозой проносится

над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его

свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам

логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы

"испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-

нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,

предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут

перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со



злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В

этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман

о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя

в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о

том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих

обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-

вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе-

ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя

аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-

вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских,майгелей, ни-

каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со

своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном

смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-

луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-

гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-

ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный

закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного

ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус-

мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,

возглавлявшего МАССОЛИТ.

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о

Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле

этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-

хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в

себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие

поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-

лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-

ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц

книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван

Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому

суждена долгая жизнь.

"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска-

зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-

ний знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут ду-

мать, много писать.

"Рукописи не горят", -произносит один из героев романа. Булга-

ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.

Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-

тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-

телей во многих странах мира.

Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-

женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-

леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес

суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-

еся в глубинах.

  • Дополнительные требования к сварке
  • ПРИЕМ ПРИ РОЖДЕНИИ
  • Характеристика элементов налога. Налогоплательщики (ст
  • ОСНОВНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ
  • Принципы права
  • Федор Кузьмич Сологуб. Мелкий бес 12 страница
  • Как «умеренная» вера питает фанатизм
  • В январе 2010 года Мортен Ольсен подписал новый двухлетний контракт с Датской футбольной ассоциацией
  • Приложение 1. Пример оформления титульного листа отчета по производственной практике
  • Діаграма ЕМРС і зовнішня характеристика синхронного генератора
  • Первичная ТБА
  • Сәрсенбай Аманжан Амантайұлы
  • Тема 6. Теория контрактов
  • Черчилль был награжден за ликвидацию Сталина?!
  • Возьми снежинку на ладошку, Свою мечту ей расскажи: Что хочешь радости немножко, Любви и счастья для души. Ведь в Новый год возможно чудо, И сказка может былью стать. В неё поверить только нужно, А
  • Д'АРТАНЬЯН В СОРОК ЛЕТ
  • ПОМОЩЬ ПРИ ПОПАДАНИИ ИНОРОДНЫХ ТЕЛ В ОРГАНЫ И ТКАНИ
  • Pantry Pride—Revlon: решающая кампания 3 страница
  • Computers project that between now and the year of 2030 we are going to have increase of the average temperature between 1,5—4,5 Degrees C. Sea levels would rise by several metres, flooding coastal
  • Искусство Мастера НЛП 1 страница